Marianne: Астане в настоящее время, несмотря на наличие ряда дерзких строительных проектов, в особенности не хватает души

Ее стиль выглядит отчаянно гибридным, может быть, из-за отсутствия возможной ссылки на национальную архитектуру в стране кочевых традиций

Французский журнал Marianne опубликовал статью Анны Дастакян под названием «Kazakhstan : Voyage en Absurdie» — «Казахстан: Поездка в Абсурдию».

В предисловии к ней говорится так: «Суд в городе Экс-ан-Прованс 5 декабря должен принять решение по запросу об экстрадиции бывшего казахского банкира и политического оппозиционера Мухтара Аблязова, арестованного летом по ордеру Интерпола на юге Франции. Случай, который вдруг притянул внимание общественности к странной стране, в которую первый франко-казахский сезон культуры позволил нам отправиться посмотреть поближе».

Далее уже в самой статье следует ставшее во многом привычным описание Казахстана таким, каким он видится прибывающим в нашу страну западным журналистам.

Но кое-что новое в статье Анны Дастакян все же имеется. Она так же, как и другие французские журналисты, а также просто бизнесмены, выступающие со своими казахстанскими впечатлениями со страниц прессы, не смогла удержаться от сравнения Астаны с почерпнутыми до того в Эмиратах впечатлениями. Но у нее в этом смысле имеется небольшое отличие. Все другие французские авторы до нее, делавшие такие ссылки, сравнивали Астану с Дубаем. Анна Дастакян, проявляя некоторую оригинальность, сопоставляет казахскую столицу с Абу-Даби.

Как знать, может во французских СМИ наметилась тенденция перехода со сравнивания Астаны с Дубаем на сравнивание ее с Абу-Даби, которую автор журнала Marianne просто отразила. Это – всего лишь предположение.

А ведь сравнение «Астана – это как Дубай в степи» уже давно сделалось избитым штампом для французской прессы и общественной мысли. К примеру, издание Le Pays BHM в своей статье под названием «Bernard Gonnet : « Le Kazakhstan, un marché en pleine croissance» ссылается на то, что Бернард Гонне, директор компании Alstom Transport по странам СНГ, «сравнивает Астану, столицу страны, с Дубаем, поднятым в самом сердце степи».

А вот представляющий газету Le Figaro специальный корреспондент Фабрис Нодэ-Ланглуа, отправленный своим изданием так же, как и в случае с Анной Дастакян, с заданием подготовить материал о нашей стране и опубликовавший большую статью под названием «Le Kazakhstan fait aussi son festival — Devises — Le Figaro» — «Казахстан тоже устраивает свой фестиваль», один из двух ее разделов, не мудрствуя лукаво, назвал так: «Un Dubaï dans la steppe» — «Дубай в степи».

Журналист Режи Жант, представляющий в качестве корреспондента в Центральной Азии и на Кавказе такие французские СМИ, как Le Figaro, Radio France International и France 24, в одном из своих материалов, который был опубликован в журнале Le Point, присвоил Астане титул «Дубая Кавказа». Его материал так называется «Казахстан – Астана, Дубай Кавказа». Первое основание для этого ему, надо полагать, видится в том, что, по его мнению, правление «этого нефтяного эмирата» является «авторитарным». Вторую причину он определяет так: «Со своими небоскребами, возникшими в степи, Астане хочется стать Дубаем Кавказа».

А вот в журнале Marianne с подачи Анны Дастакян столица РК характеризуется несколько иначе, чем в вышеназванных изданиях.

«В настоящее время Абу-Даби Центральной Азии, несмотря на наличие ряда дерзких строительных проектов, в особенности не хватает души, — заявляет она. — Его стиль, какой представал в процветающем виде в Москве и на всей территории бывшего СССР, выглядит отчаянно гибридным, может быть, из-за отсутствия возможной ссылки на национальную архитектуру в стране кочевых традиций».

«Можно ли жить там с легким сердцем? – вопрошает несколько далее автор. И приводит высказывания местных жителей на этот счет. Вот как они изложены у Анны Дастакян: «Там одни только чиновники», — смеется молодой парень Бахтияр, которому 25 лет, и который живет в старом городе, более человечном. Он, являющийся уроженцем Усть-Каменогорска, восклицает: «Ветер доставляет беспокойство лишь пожилым людям, но не молодым. И потом тут воздух чистый». Шестидесятилетний водитель-уйгур дополняет: «Нас, уйгуров, здесь насчитывается полтора миллиона человек, принятых в Казахстане с 1960-х годов. Гораздо лучше жить здесь, чем в Китае».

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.