Издание Peninsula On-line опубликовало статью под названием «Lukoil to launch West Qurna-2 field by April».
В ней речь ведется о расширении российской компанией «Лукойл» зарубежной деятельности в целях диверсификации своих активов.
В статье в частности сообщается следующее: «Суточное производство нефти компанией «Лукойл» в 2012 году сократилось по сравнению с показателем предыдущего года на 1,5% и снизилась до 1,8 млн. баррелей в сутки, из которых порядка 110 тыс. баррелей в сутки добывалось за рубежом, главным образом в Казахстане».
О чем говорят эти цифры? Прежде всего, о том, что одна только эта компания из России добывает нефтяного сырья немногим больше, чем весь Казахстан (1,6 млн. баррелей в сутки), второй крупнейший после Российский Федерации производитель нефти в СНГ. И в два раза больше — чем весь Азербайджан (0,9 млн. баррелей в сутки), третий крупнейший после Российский Федерации производитель нефти в СНГ.
Но вот что при этом представляется любопытным. Основной объем продукции «Лукойла», добываемой за рубежом, приходится не на Азербайджан, откуда родом создатель и неизменный глава этой российской компании Вагит Алекперов, а на Казахстан. Но это вовсе не значит, что у этого сына земли азербайджанской отношения с властями своей родины складываются похуже, чем с официальной Астаной. Отнюдь нет. Официальный Баку этого выпускника Азербайджанского института нефти и химии наградил орденом «Слава». А официальная Астана его ничем таким не награждала.
А между тем получается, что он и его компания в нефтяное производство вовлечены в Казахстане куда больше, чем в Азербайджане. Посему, как кажется, было бы уместней, если его орденом отмечали не в Баку, а в Астане.
Но в чем кроется объяснение особо тесных связей Вагита Алекперова и его компании «Лукойл» с Казахстаном? Французское издание Les Affaires, опубликовавшее статью Оливье Шмукера (Olivier Schmouker) под названием «Qui est Vagit Alekperov ?» — «Кто такой Вагит Алекперов?», на этот счет сообщает следующее: «В 1997 году российская газета «Известия» опубликовала тщательное расследование по вопросу о взаимосвязи между «Лукойлом» и организованной преступностью. Реакция Алекперова превосходит все ожидания: он осуществляет молниеносный захват газеты и за ночь высаживает всю редакцию, замененную ручными людьми! Способы ведения бизнеса также в России радикально иные. Коррупция разлагает экономику на протяжении десятилетий, денежные взятки являются обычным делом и т.д. И «Лукойл», конечно, не застрахован от феномена… К примеру, «Лукойл» создал компанию, которая специализируется на частных самолетах, предназначенных служить в качестве подарков при крупных сделках. Сообщается, что власти Казахстана, впрочем, также получили один самолет стоимостью в 18 миллионов долларов США в обмен на права эксплуатации в стране».
Тут имеются в виду, надо полагать, права на эксплуатацию нефтегазовых месторождений и вообще природных богатств. Неизвестно, откуда у Оливье Шмукера такие данные. Источников своей такой информации он не указывает.
Зато хорошо в Казахстане известно то, что глава «Лукойла» Вагит Алекперов на заседании совета иностранных инвесторов (СИИ) при президенте Казахстана, состоявшемся в начале лета 2009 года в Костанае, обратился к руководству РК с предложением снизить налоговую нагрузку на нефтяной сектор.
И вот что примечательно. Тогда, в середине июня 2009 года, две новости, так или иначе связанных с Россией и противоречивых по содержанию, поступили по каналам информационных агентств. В первой из них речь шла о предложении главы крупнейшей российской нефтяной компании «Лукойл» Вагита Алекперова в адрес государства о снижении налоговой нагрузки на нефтяной сектор. А в другой – о только что принятом решении повысить с 1 июля 2009 года государственную экспортную пошлину на нефть с уровня в $152,8 до $212,6 за 1 тонну.
Ситуация, на первый взгляд, выглядела так, будто бы авторитетнейший российский нефтяной воротила просил государство снизить налоговую нагрузку, а оно практически тут же, наоборот, резко повысило ее в части, касающейся экспортной пошлины. То есть, как бы действовало от противного.
Но в том-то как раз и дело, что ничего противоречивого во всем этом в действительности не было. Один из ведущих нефтяников России предлагал снизить налоговую нагрузку не своему, российскому правительству, а казахстанскому руководству. И ничего, что между тем в самой России, у него на родине, как раз в это время более чем на треть увеличивали экспортную пошлину на нефть. То есть – не снижали, а резко увеличивали налоговую нагрузку. Такой же пошлины на экспорт нефти Казахстан до мая 2008 года вообще не взимал. Да и после того, как такая фискальная мера стала практиковаться в отношении казахстанских экспортеров нефти, самых крупных проектов с участием транснациональных энергетических монстров она не касалась. Поскольку, мол, они работают тут по контрактам с правительством РК и, согласно оговоренным там условиям, правила игры в отношении них не могут и не должны пересматриваться.
Так вот, российская компания «Лукойл» имеет свою долю собственности, помимо прочего, в парочке таких проектов. Это – ТШО («Тенгизшевройл») и КТК («Каспийский трубопроводный консорциум»). Именно они тут и называются в связи с вышеназванной инициативой главы «Лукойла» постольку, поскольку, как тогда стало известно, эта российская компания собиралась увеличить свою долю как раз в их акционерном капитале.
То есть инициатива предполагала защиту не только тогдашних, но и потенциальных или перспективных интересов «Лукойла» в Казахстане. Чем больше участие в казахстанских нефтегазовых проектах – тем больше, надо полагать, должна быть общая прибыль. Чем меньше казахстанское руководство сделает нагрузку – тем больше чистой прибыли останется в распоряжении акционеров того же «Лукойла».
В общем, все правильно с точки зрения правил делания бизнеса. Но в еще недавнем прошлом в случаях, когда российские власти в очередной раз ужесточали условия эксплуатации месторождении в отношении нефтедобывающих компаний и повышали экспортную пошлину, доводилось слушать по телевидению высказывания В.Алекперова примерно следующего порядка: государство является хозяином недр, и оно вправе вводить все такие меры, какие сочтет нужным. То есть в России он ведет себя как законопослушный гражданин своей страны и патриотично настроенный представитель отечественного крупного бизнеса.
Совсем иная модель поведения у него появляется тогда, когда речь идет о делах «Лукойла» в Казахстане. Тут он может предлагать руководству государства снизить налоговую нагрузку как раз в такое время, когда в его собственном государстве ее, наоборот, увеличивают, да еще очень значительно. То есть ведет себя как не обременяющий себя моральными вопросами капиталист из очень высокоразвитого государства Запада в далекой и очень отсталой стране: главное – это извлечение как можно больше прибыли, а все остальное – по боку.
Ну что ж, Казахстана В.Алекперову явно не жалко. Оно и понятно – это ведь не Россия и не Азербайджан.
В России он предстает патриотичным, социально ответственным бизнесменом. А за рубежом ему позволено проявлять себя как «акула капитализма» в чистом виде. Поэтому он, надо полагать, предпочитает награды получать в Азербайджане, своей родине, а зарубежную нефть добывать в Казахстане.
***
© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.