Все, что ей нужно – дешевая нефть

Беларусь в новом году не получит от России интеграционные нефтебонусы, на которые так надеялась. Зато получит кредит

Считается, что больше всего выгод от Таможенного союза и ЕЭП получает Беларусь. Главным образом из-за сырьевых благ, которые дарит ей Россия в обмен на интеграционное послушание. Однако если газ по внутрироссийским ценам в последние пару лет поступает исправно, то с нефтяными бонусами постоянно возникают накладки. То из-за недоговоренностей об объемах поставок, то из-за пошлин, то из-за мошеннических схем.

Когда в конце 2011 года Беларусь экстренно подписала и ратифицировала соглашение о вхождении в Евразийское экономическое пространство, наградой от Кремля стала отмена экспортных пошлин на сырую нефть. Однако взамен белорусов обязали возвращать в российский бюджет все пошлины, которые она получает от продажи нефтепродуктов за пределы стран Таможенного союза, что экономически почти обессмыслило этот подарок.

То, что Беларуси не дали, она частично взяла себе сама. Из глубокого финансового кризиса 2011 года страна выбралась во многом благодаря нефтяным махинациям, известным как белорусский "растворительный" бизнес. Чтобы не отдавать России пошлины от экспорта нефтепродуктов, белорусы стали торговать ими под видом растворителей и разбавителей – формально товаров химической промышленности, на которые не распространялось требование о возврате пошлин. За полгода эксплуатации этой схемы в 2012 году белорусы, по разным оценкам, "растворили" в российском бюджете от $1,5 до 2 млрд.

Пошлины мешают "Эмиратам"

Обнародование схемы сопровождалось скандалами и угрозами выставить Минску соответствующий счет, но если Москва его и предъявила, то не напрямую. Напротив, на фоне военных и промышленных интеграционных проектов между странами пошло обсуждение об отмене действия соглашения о пошлинах.

Евразийский экономический союз с торговлей на равных, без изъятий и ограничений – это, как известно, установка на 1 января 2015 года. Но в случае с нефтью речь шла даже о годе наступившем.

"Путин пообещал с 1 января 2014 года убрать эти изъятия", – в октябре делился с народом сокровенным Лукашенко, имея в виду нефтяные пошлины.

Российский президент эти слова подтверждал. "Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить эти изъятия, связанные с нефтью, нефтепродуктами и так далее. Мы готовы. Для нас это потеря бюджета, но мы готовы это сделать", – соглашался Путин во время октябрьского Совета ЕврАзЭС в Минске, правда не конкретизировал сроки.

А ведь для Беларуси это имеет принципиальное значение. Внешнеторговое сальдо со времени пресечения нефтяных махинаций в глубоком минусе, золотовалютные резервы пожираются расчетами с международными кредиторами, страна постоянно балансирует на грани девальвации, и всякий миллиард долларов ей за спасение.

"Мы перечисляем в бюджет России только за нефтепродукты, вывезенные на Запад, 4 млрд. долларов. А если бы они остались в стране? Я бы построил здесь Эмираты", – мечтает вслух белорусский президент.

Тем не менее строить Эмираты еще не время. В декабре Беларусь и Россия подписали межправительственный протокол "о продлении на 2014 год действия соглашения о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе с территории Беларуси за пределы Таможенного союза сырой нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти", что означает: пресловутые 4 миллиарда и в новом году придется вернуть России.

Так что срок исполнения белорусской мечты о действительно дешевой нефти переносится на 1 января 2015 года. Условие убрать нефтяные "изъятия" из законодательства "тройки" белорусская сторона выдвигает при подготовке проекта договора о создании Евразийского экономического союза.

Посол России в Минске Александр Суриков на предновогодней пресс-конференции подтвердил, что это возможно. Но добавил: "если стороны не натворят глупостей".

Миллионы под елочку

В этих потаенных "глупостях" – все дело. Отношения Москвы и Минска, как известно, лежат не только в экономической, но и в политической плоскости, из-за чего события часто принимают совершенно непредсказуемый оборот.

Даже подписание баланса нефтяных поставок в этих условиях – многосерийный триллер. Например, весь прошлый год для белорусских НПЗ прошел в атмосфере стресса: Россия постоянно откладывала подписание годового баланса и угрожала Беларуси сокращением поставок, что означало бы неполную загрузку заводов и еще большие проблемы в экономике. Таким образом, в Кремле страховались от повторения белорусами "растворительного" сценария.

Чаши весов болтало от "вот-вот подпишут" до "все пропало", от громких заявлений политиков замирало сердце. А закончилось все весьма тривиально: нефти в итоге дали почти 21 млн. тонн, то есть на 2 млн. тонн меньше, чем хотели белорусы, но на 2,5 млн. тонн больше, чем обещала Москва в начале года.

Годового баланса на 2014 год опять нет, зато стороны подписали контракт на поставки нефти в январе-июне в объеме 21,5 млн. тонн, или ровно половины годовой потребности белорусских НПЗ. Просто новогодний подарок какой-то.

Но главное новогоднее чудо углеводородами не пахло. Оно обрело твердое валютное выражение. "Правительство РФ приняло решение оказать содействие нашим коллегам в связи с тем, что происходит на мировых рынках, и предоставить Республике Беларусь дополнительные заемные средства в 2014 году в объеме до 2 млрд. долларов", — как бы между делом сообщил журналистам главный кремлевский "Дед Мороз" Владимир Путин по итогам заседания Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России 25 декабря, и эти слова произвели фурор.

И что самое поразительное, 31 декабря подарок (точнее его первый транш в размере $440 млн.) был уже "под елочкой", то есть на счету Нацбанка. Это спасло золотовалютные резервы РБ от январского обвала в связи с выплатами международных долгов.

Очевидно, что все эти блага пролились на Беларусь за хорошее, "без глупостей", поведение. Но вот в чем именно оно выражалось – вопрос дискуссионный. Тут может быть и готовящаяся сделка по приватизации Минского завода колесных тягачей, в котором так заинтересована российская оборонная отрасль, и возможная продажа Мозырского НПЗ "Роснефти", и даже формирование в Беларуси российской авиабазы (первое дежурное звено российских истребителей заступило на боевое дежурство в Барановичах в начале декабря). Есть и другие совместные проекты, такие как "МАЗ-КамАЗ", "Гродно-Азот", "Интеграл". Интеграционный торг между Москвой и Минском идет по разным направлениям, и не всегда можно проследить четкую причинно-следственную связь между уступками и бонусами.

Но даже если какие-то промежуточные связи скрыты от глаз, то основная логика интеграционного сближения Беларуси и России на поверхности: сырьевые бонусы в обмен на стратегические промышленные предприятия и военное сотрудничество. Именно поэтому Беларусь и кажется самой удачливой в таможенной "тройке": ведь страну, чей главный ресурс – геополитическое положение, так легко осчастливить с помощью дешевых углеводородов.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.