Противостояние Запада и России в борьбе за постсоветское наследство явно не ограничивается Украиной и уже, похоже, начинает охватывать и Казахстан

К вопросу о том, почему Евросоюз, на словах всемерно поддерживая желание Казахстана стать членом ВТО, фактически способствует отсрочиванию его вступления в эту организацию

Издание Epoch Times опубликовало статью доктора Максайн Дэвид из Университета Суррея под названием «East or West? Battle Lines Clear in Struggle for Ukraine's Future» — «Восток или Запад? Линии фронта проясняются в сражении за будущее Украины».

Противостояние Запада и России в борьбе за постсоветское наследство начинает охватывать и Казахстан

В ней говорится так: «С точки зрения сторонних наблюдателей, ЕС дал понять, что путь Украины к более тесной ассоциации остается открытым, если это то, что Украина хочет. Россия, однако, представляет собой проблему. Европейский Союз с крайним критицизмом отнесся к использованной ранее Россией тактике, которая, по широко распространенному мнению, вызвала отворачивание украинского правительства от ЕС.

Конечно, Россия ясно дала понять, что углубление отношений Украины с ЕС будет означать, что Украина не сможет вступить в Таможенный союз, сформированный сейчас Белоруссией, Казахстаном и Россией, в то время как Армения также недавно объявила свое намерение присоединиться к нему (отворачиваясь от ЕС в процессе этого)».

Итак, получается вот что. В России по большей части принято считать, что в ситуации, складывающейся сейчас в связи с Украиной, проблему создает Запад. А в Великобритании, откуда за тем, что происходит в Киеве и других украинских городах, наблюдает автор вышеназванной статьи, преимущественным образом представляется, что проблему в данном контексте порождает Россия. Под таким же углом зрения, надо полагать, рассматривают украинский сыр-бор и в других дальне-зарубежных европейских странах. А также – в США и Канаде.

Выходит, по факту уже действуют правила военного времени. Ведь это на войне у каждого бывает своя правда, и воющие стороны во всех грехах обвиняют друг друга, оставаясь глухими даже к разумным доводам противника.

Россия хочет преобразовать ныне трехсторонний Таможенный союз в более масштабный Евразийский союз, и для этого ей сейчас больше всего нужна Украина. Если Киев пойдет по пути создания более тесной ассоциации с Брюсселем, постсоветское объединение не получится таким, каким задумано. Оно окажется куцым.

Евросоюз руководствуется своими интересами и стремится привязать Украину к своей сфере влияния. Многое из того, что в Москве говорят по поводу его настроя в отношении Украины, похоже на правду. Но и это не вся правда, как представляется. Нынешнее практическое противостояние Запада и России в борьбе за постсоветское наследство явно не ограничивается Украиной. Складывается впечатление, что оно уже непосредственно касается и Казахстана.

Всего лишь один пример из ряда других примеров, которые позволяют строить такую догадку. Россия вступила в ВТО еще в 2012 году. А вот Казахстан до сих пор не может стать членом этой организации. Так складывается ситуация, хотя в 2009 году, когда уже было принято решение о создании Таможенного союза, наши официальные лица вновь и вновь говорили о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан начнут совместный переговорный процесс по присоединению к Всемирной торговой организации. После того, как официальная Москва для себя этот вопрос решила, официальная Астана поставила перед собой задачу вступить в ВТО до конца 2012 года. Потом – до конца 2013 года. Теперь ее представители говорят, что это должно произойти до конца нынешнего года. Но уверенности, что хотя бы теперь это получится, нет.

Самая большая проблема для нынешнего правительства РК на пути к достижению такой цели – это то, что не удается договориться с Европейским Союзом по двустороннему торговому соглашению. Именно поэтому до конца 2012 года Казахстану не удалось вступить в ВТО. Именно из-за такой причины дорога туда для него остается закрытой по сию пору.

3 июня 2013 года премьер-министр РК Серик Ахметов встретился с президентом Европейской комиссии Жозе Мануэлем Баррозу, чтобы обсудить вопросы расширения сотрудничества между Казахстаном и Европейским Союзом. Баррозу заявил, что Европейский Союз (ЕС) и Европейская комиссия (ЕК) будут продолжать поддерживать вступление Казахстана в ВТО.

6 июня 2013 года генеральный директор ВТО Паскаль Лами заявил журналистам о том, что «Казахстан находится на продвинутой стадии переговоров по присоединению к организации. Я думаю, что это может быть выполнимо в этом году».

24 января 2014 года уже сам президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в рамках Всемирного экономического форума в Давосе обратился к Евросоюзу с призывом поддержать скорейшее завершение переговоров о вступлении его страны в ВТО. Об этом шла речь в ходе его встречи с все тем же Жозе Мануэлем Баррозу, председателем Еврокомиссии.

Тот, разумеется, повторил свои заверения, что Европейский Союз (ЕС) и Европейская комиссия (ЕК) будут продолжать поддерживать вступление Казахстана в ВТО. Так, как они это, мол, делали до сих пор.

Но слова Жозе Мануэля Баррозу относительно готовности ЕС и ЕК продолжать поддерживать нашу страну в этом вопросе могут восприниматься, по правде говоря, двояко. И вот почему.

Прежде считалось, что Казахстан сможет достичь членства в ВТО до конца 2012 года. То есть гипотетически допускалось, что завершающий аккорд этого дела может быть произведен при правительстве Серика Ахметова, ставшего премьер-министром в сентябре 2012 года. Но такие ожидания не оправдались. Срок на реализацию планов по решению этой задачи был продлен еще на год. Потом – еще на один год. Теперь речь ведется о том, что Казахстан сможет вступить в ВТО до конца 2014 года. Причем Европа выражает устами того же Жозе Мануэля Баррозу самое горячее желание поддерживать нашу страну в этом вопросе так же, как она это делала прежде. Если такое высказывание понимать буквально, Казахстану надо быть готовым к получению от европейцев не поддержки, а трудностей.

Официальной Астане потому-то и никак не удается договориться с Европейским Союзом по связанному с ВТО двустороннему торговому соглашению, что европейцы хотят, чтобы Казахстан пошел на кое-какие серьезные уступки им.

Наша страна, судя по тому, как уже сам президент Н.Назарбаев напрямую обращается к Евросоюзу с просьбой поддержать скорейшее завершение переговоров о вступлении РК в ВТО, все условия ЕС, какие были выполнимы, приняла. Но Брюссель, по-видимому, хочет большего, а именно – выдвигает такие требования, какие официальная Астана в силу своей связанности обязательствами в рамках Таможенного союза не может не только принять, но и даже рассматривать.

Получается, Европейский Союз может ожидать от Казахстана того, что в принципе невыполнимо?! Вряд ли именно так следует ставить вопрос.

Скорее, дело обстоит иначе. Евросоюз предположительно хочет еще большего — чем сейчас это может позволить себе официальная Астана — облегчения доступа к казахстанскому рынку для европейских товаров и услуг. Но почему он должен продолжать настаивать на своих заведомо не выполнимых Казахстаном в нынешней ситуации условиях?! Не понятно, правда? Ясно же пока зато другое. Евросоюз, всемерно выражая доброжелательность в отношении желания РК стать членом ВТО, фактически способствует отсрочиванию его вступления в эту организацию. Но чего он добивается? Вернее, чего Евросоюз ждет, проводя такую линию? Ответ тут напрашивается весьма простой: Брюссель, возможно, надеется на изменение статуса Казахстана, ныне являющегося членом Таможенного союза и во многом связанного в вопросах внешней торговли условиями принятых в этой трехсторонней организации правил. Иначе, спрашивается, какой смысл тянуть резину?!

Казахстан гипотетически когда-нибудь может выйти из Таможенного Союза, но, если он до этого успеет вступить в ВТО, те принятые в ТС ограничения по импорту, из-за которых на Россию, Белоруссию и Казахстан возлагается ответственность за 33% процента мирового торгового протекционизма за прошлый год, сохранят силу и в дальнейшем. Так не лучше ли для Евросоюза, на которого приходится 40% товарооборота РК, дождаться такого гипотетического дальнейшего, а потом уж открыть стране путь в ВТО? Но произойдет ли такое вообще когда-нибудь? Этого мы не знаем. Но, может, Брюсселю что-то большее на этот счет известно, и сейчас там ждут наступления часа Х?! Как знать, как знать…

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.