Reuters: Лидер Казахстана распорядился взять деньги из нефтяного фонда для оказания поддержки росту экономики

Такой шаг был сделан спустя три дня после того, как крупнейшая экономика Центральной Азии пошла на значительную девальвацию своей национальной валюты

Информационное агентство Reuters опубликовало репортаж под названием «Kazakhstan's leader orders raid on oil fund to support growth» — «Лидер Казахстана распорядился взять деньги из нефтяного фонда для оказания поддержки росту экономики».

Лидер Казахстана распорядился взять деньги из нефтяного фонда для оказания поддержки росту экономикиВ нем говорится так: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в пятницу отдал распоряжение центральному банку и правительству выделить 1 триллион тенге ($5,4 миллиарда) из Национального фонда страны, который собирает сверхдоходы от экспорта нефти, с тем, чтобы поддержать экономический рост.

Такой шаг был сделан спустя три дня после того, как крупнейшая экономика Центральной Азии девальвировала свою национальную валюту на 19 процентов или, иначе говоря, до уровня примерно 185 тенге за доллар.

Председательствуя на заседании правительства, Назарбаев также распорядился центральному банку снизить долю неработающих кредитов (non-performing loans — NPL) в банковском секторе страны до 15 процентов к 2015 году и до 10 процентов к 2016 году. Проблемные кредиты составили 31,4 процента портфеля местных банков в начале этого года».

Получается, что, несмотря на предпринимаемые уже в течение нескольких лет усилия финансовых властей РК по сокращению доли NPL, она не только не уменьшается, но и даже растет. Подтверждается это такими данными. Издание Business New Europe, опубликовавшее 14 октября прошлого года статью под названием «Kazakh president warns of consumer lending «bomb» — «Казахский президент предупреждает о «бомбе» потребительского кредитования», утверждало следующее: «По состоянию на 1 августа 2013 года, общий объем неработающих кредитов, по данным Visor Capital, составил $24,2 млрд. — или 29,9 процента от совокупного кредитного портфеля казахстанских банков. Цифра, однако, искажается за счет БТА, у которого плохих кредитов имеется на сумму $8,2 млрд., что эквивалентно 81 проценту его портфеля. В сентябре НБК установил, начиная с 2014 года, потолок для проблемных кредитов в размере 20 процентов от общего объема кредитов со снижением до 15 процентов в 2015 году».

Итак, несколько месяцев назад, когда сменилось руководство центрального банка страны, стояла задача уменьшить долю NPL до 20 процентов, начиная с 2014 года. Сейчас уже февраль 2014 года. Она за это время увеличилась с 29,9 процента до 31,4 процента. Конечно, изменение совсем небольшое. Однако это все же не снижение, а увеличение.

Поэтому представляется уместным появление такого вопроса: а выполнимо ли распоряжение президента о снижении доли неработающих кредитов в банковском секторе страны до 15 процентов к 2015 году?

Непростая ситуация, сложившаяся в банковском секторе экономики РК, восходит корнями к финансовому кризису 2008-2009 годов. С тех пор финансовые власти страны прилагали и продолжают прилагать усилия к ее выздоровлению.

Ну, а каковы результаты? В связи с этим вопросом представляется небезынтересным привести такую сопоставительную информацию.

Информационное агентство Reuters 22 октября 2012 года опубликовало репортаж Сильвии Антоньоли под названием «UPDATE 1-Kazakh state-owned companies to issue 30-yr bonds-deputy PM». В нем говорилось, что Кайрат Келимбетов — ныне работающий главой национального банка, а тогда являвшийся заместителем премьер-министра — оценивает общий объем неработающих кредитов в казахстанском банковском секторе по состоянию на октябрь 2012 года на уровне около 20 процентов.

В начале 2011 года тот же Кайрат Келимбетов в интервью журналу «Эксперт Казахстан», отвечая на вопрос «Мы уже вышли из пике, а если нет, то в какой стадии кризиса мы находимся?», сказал так: «Если говорить об острой фазе, то мы пережили период, когда нас поддавливали, сейчас уже все более или менее успокоилось. Однако на повестке дня стоит другой, следующий вопрос. Его суть в том, что в банках не решили вопрос с проблемными активами. Доля неработающих кредитов (NPL) в среднем официально составляет 30%, это без «Альянс Банка» и БТА, а по более пессимистичным прогнозам – где-то 50%. То есть сегодняшнее состояние заемщиков свидетельствует о том, что проблемы остались. Это вторая сторона финансового кризиса, которую мы не миновали». Этот материал появился под названием «Кайрат Келимбетов: «Давайте называть вещи своими именами».

То есть, если верить словам ныне работающего председателем Национального банка РК К.Келимбетова, с января 2011 года до октября 2012 года доля неработающих кредитов в казахстанском банковском секторе сократилась с 30 процентов до 20 процентов. Это – без учета «Альянс Банка» и БТА.

А по состоянию на август 2013 года, общий объем неработающих кредитов даже с учетом отягощающих «вкладов» «Альянс Банка» и БТА составил всего 29,9 процента от совокупного кредитного портфеля казахстанских банков. По состоянию же на январь нынешнего года – уже 31,4 процента.

То есть доля NPL с октября 2012 года до января 2014 года увеличилась более чем наполовину. А ведь все это время ее вроде бы снижали. Получается, такие усилия, мягко говоря, не принесли желаемого результата?

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.