Financial Times: Вовлечение Кенеса Ракишева, зятя могущественного мэра Астаны, в слияние 2-х крупных банков высвечивает политическую волю за этой сделкой

К.Маллинсон из консалтинговой фирмы GPW говорит: «Различные члены казахской элиты за последнее время приобрели доли в крупных банках, предположительно по приказу президента»

Газета Financial Times опубликовала статью Джека Фарчи под названием «Kazakhstan bank merger: no respite for fugitive Ablyazov» — «Казахстанское слияние банков: никакой передышки для беглого Аблязова».

В ней говорится так: «Два из крупнейших банков Казахстана сливаются с тем, чтобы сформировать крупнейший банк Центральной Азии. Сделка в $1 млрд. вернет проблемный «БТА Банк» в положение относящейся к частному сектору собственности, спустя пять лет после того, как он был национализирован в рамках правительственного спасительного плана.

Вовлечение Кенеса Ракишева в слияние крупных банков высвечивает политическую волю

Казахстанские банки были когда-то любимцами западных инвесторов, но финансовый кризис привел к череде списаний и дефолтов, которые нанесли вред имиджу страны среди международных инвесторов.

БТА представляется символом проблем отрасли. Он являлся до финансового кризиса крупнейшим банком Казахстана, но даже после того, как его кредиторы списали $7,7 млрд. задолженности и процентов в 2010 году, он изо всех сил пытался восстановиться, и ему в 2012 году пришлось снова пойти на реструктурирование долгов.

«Казкоммерцбанк» заявил, что он выплатит 72 млрд. тенге ($465 млн.) с тем, чтобы приобрести 46,5 процента акций БТА у фонда национального благосостояния Казахстана.

Еще 46,5 процента государственной доли продается Кенесу Ракишеву, 34-летнему казахскому бизнесмену, который является зятем могущественного мэра Астаны. Пресс-секретарь Ракишева сообщил информационному агентству Reuters о том, что он выплатит за свою долю такую же сумму, какую собирается выплатить ККБ.

После продажи этих пакетов акций два банка, по словам Сергея Мокроусова, управляющего директора «Казкоммерцбанка», будут объединены в рамках сделки, которая, как ожидается, завершиться к концу года. Ракишев и казахское правительство, оба они станут акционерами объединенной группы.

Эта сделка даст «Казкоммерцбанку», уже являющемуся крупнейшим коммерческим банком страны по размеру активов, возможность занять доминирующее положение в казахском банковском секторе с 26,3-процентной долей рынка.

Однако ему также предстоит принять на себя ответственность за огромный портфель проблемных кредитов «БТА Банка». По данным центрального банка, по состоянию на начало января 87 процентов кредитов БТА были просрочены более чем на 90 дней.

«Это создание нового гиганта, — сказал Нурлан Ашинов, банковский аналитик из Visor Capital в Алматы. — Но я думаю, что им будет трудно в краткосрочной перспективе».

БТА находится в центре судебного разбирательства по делу о хищении миллиардов долларов в отношении своего бывшего руководителя Мухтара Аблязова, которого Казахстан обвиняет в присвоении денег банка до бегства из страны в 2009 году.

Мокроусов отметил, что ККБ будет «продолжать и интенсифицировать» усилия БТА по возвращению до $6 млрд. от Аблязова, который утверждает, что обвинения являются политически мотивированными.

Франция в прошлом месяце согласилась выслать Аблязова в Россию, где БТА также осуществлял деятельность. Его жена в своем заявлении отметила, что это равноценно «смертному приговору», так как, вероятно, Россия, в свою очередь, экстрадирует банкира в Казахстан.

Кейт Маллинсон, аналитик по Центральной Азии из GPW, консалтинговой фирмы по политическим и предпринимательским рискам, сказал, что вовлечение Ракишева высвечивает политическую волю за этой сделкой: «Различные члены казахской элиты за последнее время приобрели доли в крупных банках, предположительно по приказу президента, в рамках попытки восстановить сектор, в прошлом восхвалявшийся как лучший банковский сектор [в регионе]».

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.