Недавно я побывал на большом московском совещании по проблемам борьбы с коррупцией. Услышал и увидел много интересного. Надо сказать, что о коррупции я пишу уже лет двадцать пять. Начинал в перестройку, когда губернаторы и акимы назывались секретарями обкомов. Эти достойные люди рассказывали журналистам, как трудно победить заразу, которая за годы застоя глубоко пустила корни в окружающую действительность. Но здоровые силы общества во главе с обновлёнными партийными комитетами настойчиво теснят врага и скоро загонят его под плинтус.
Однако в девяностые годы коррупция не уменьшилась, а выросла примерно в десять раз. На таком фоне советские взятки в тысячу рублей и обшитые вагонкой дачи партийных коррупционеров вызывали ностальгическую усмешку.
А потом наступили нулевые. Суровый как римский центурион Владимир Путин повёл легионы худых питерских государственников на борьбу с наследием проклятых псевдо-либеральных девяностых. Ваш Назарбаев тоже ритмично метал громы и молнии на головы зарвавшихся чиновников. Однако всё это опять принесло неожиданный результат. По оценкам фонда ИНДЕМ, средний размер взятки в России в течение первого десятилетия XXI века увеличился ещё в десять раз, а коррупционный оборот приблизился по объёму к государственному бюджету. В Казахстане такие подсчёты, кажется, не проводились, но вряд ли ваши относительные цифры сильно отличаются от российских.
В общем, страшная коррупция 1980-х по сравнению с теперешней это жалкая саманная избушка у подножья Москвы-Сити. Или у подножья высоток на левом берегу Ишима.
Но война со стоглавой гидрой идёт без пощады! Теперь на инновационной платформе. Предложено не хватать взяточников за руку (поскольку был сделан вывод: всех не перехватаешь), а создавать механизмы, которые с железной неотвратимостью, наподобие гильотины, станут отсекать гидре одно щупальце за другим.
Например, считается, что, если перевести все процедуры в госзакупах (это наиболее коррупциогенная сфера экономики) в электронный формат, то заказчик больше не сможет выходить на “своего” поставщика, и вынужден будет выбирать контрагента среди анонимных компаний, предложивших самые выгодные для бюджета условия. А это и есть честная конкуренция и здоровые рыночные отношения, смертельные для той самой гидры.
Настройкой и совершенствованием российской системы закупок заняты молодые, толковые и целеустремлённые люди. Они прекрасные технические специалисты. Свою работу делают на отлично и быстро растут по службе. Некоторые уже выросли до министров столичного правительства и заместителей мэра. На совещание по борьбе с коррупцией они представили превосходные доклады и презентации. В перерыве между заседаниями их помощники предлагали всем желающим понаблюдать за электронными торгами в режиме реального времени – и убедиться, что всё работает!
Совещание было сертифицировано на высоком международном уровне. В нём принимали участие статусные люди из ООН, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития. Гости вели себя по-разному. Одни произносили слова о том, что очень правильно, когда Россия подключается к всемирным программам по борьбе с коррупцией и выражали готовность оказывать ей содействие. Другие аккуратно высказывали замечания и задавали неприятные вопросы. Мол, торги у вас уже самые электронные на планете, но уровень коррупции почему-то не снижается. Наверно дело не только в процедурах. Или – как вы можете объяснить, что строительство дорог у вас обходится в два раза дороже, чем в Финляндии?
Наши не робели и отвечали на эти выпады, например, так: да, ещё три года назад в Москве действительно допускался большой перерасход денег на строительство. Но с приходом нового мэра ситуация резко изменилась (тут был употреблён довольно сложный для перевода образ: “если рыба портится с головы, то с головы она и выздоравливает”), и сегодня мы экономим до тридцати процентов средств при значительном увеличении объемов работ.
Иностранец пожимал плечами. Ему-то что? Человека пригласили на конференцию, оплатили бизнес-класс и пятизвёздочный отель в центре Москвы. При этом человек чист перед совестью: он имел вопросы, и он их задал. Или надо было стучать ботинком по трибуне? Но это ваша коррупция, ребята.
Авторы безупречных докладов и сами знают, что от тонкой работы, которую они ведут, коррупция практически не снижается. Как в неприличной поговорке “любовь дырочку найдёт”, она всегда отыскивает себе новое русло. Например, сегодня одним из хитов являются фальшивые банковские гарантии в системе тех же государственных закупок. Уже два года все с озабоченностью говорят и пишут, что с этим надо что-то делать! Какой-то враг так устроил, что законные гарантии стоят очень дорого. А другие способы обеспечения контракта дискредитированы и отменены. И вот серые брокеры молотят и молотят бабки на выдаче фальшивых гарантий. Делятся со всеми, с кем положено. Офисы этих ребят расположены рядом со зданием солидного банка, от имени которого гарантии выдаются (а иногда в самом здании) – но банкиры об этом, конечно, не знают.
По оценкам экспертов фальшивые гарантии заполняют сегодня более 90 процентов рынка. На электронную почту всех граждан, имеющих хоть какое-то отношение к закупкам, приходит “прелестные письма”, где обещаются почти настоящие банковские гарантии за скромную сумму, намного меньшую, чем положено по закону.
Как убедился автор, рассылающие эти предложения охотно вступают в переписку, не боятся оставлять телефоны. Но большой полицейский начальник, зажигательно выступавший на совещании по борьбе с коррупцией, не проявил никакого интереса, когда журналист предложил ему показательно накрыть одну такую “фирму” и рассказать всю историю в профильном московском издании, создав прецедент.
Собственно, вопрос с фальшивками можно решить ещё проще: через составление реестра банковских гарантий и размещение его на сайте госзакупок. Работы – на пару недель. Но уже два года о создании реестра говорят как о некоем грандиозном проекте, почти строительстве египетской пирамиды, назначают и переносят сроки. Позволяя коррупции отыскать себе новые дырочки.
Ожидать от молодых московских начальников, создающих очередной “механизм борьбы с коррупцией”, что кто-то из них рванёт на груди рубаху или блузку и воскликнет – доколе нам заниматься профанацией?! – конечно же, не следует. Не для того они на пятёрки учились в университете и пробивались в люди. Да к тому же сам человек не ворует, старательно и творчески выполняет свою работу. Какие к нему вопросы? А что ниже по течению вся работа уходит в песок, и сам он, если разобраться, представляет некую благолепную ширму, за которой нехорошие дяди продолжают творить чёрные дела – ну, во-первых, может и не вся работа уходит впустую. Во-вторых, чего вы хотели от чиновника городской мэрии – чтобы он бросался на амбразуру и спасал мир?
В Киеве боролись с коррупцией таким же образом, а потом у народа кончилось терпение, в украинскую столицу приехали страшные сельское маргиналы, о которых нам рассказывает российское телевидение (сильно привирая, конечно, но революцию и правда не всегда устраивают милые обаятельные люди) – и погнали всех чиновников, плохих и хороших, ссаными тряпками.
Большой вопрос, конечно, что у соседей после этого получится. Может и ничего путного. У нас же пчёлы с большим удовольствием продолжают бороться против мёда. Пока цены на нефть высокие, об этом можно писать вот так, с прибаутками.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.