Авиадиспетчеры Казахстана отвергают обвинения военной прокуратуры против шымкентского коллеги

Алматы. 12 марта. КазТАГ – Авиадиспетчеры РГП “Казаэронавигация” отвергают обвинения главной военной прокуратуры против диспетчера службы ОВД Шымкентского филиала Каната Акильбекова в том, что его действия привели к крушению самолета погранслужбы АН-72 в 2012 году.

“Выдвинутое против Каната Акильбекова обвинение не позволяет нам молчать и вынуждает обозначить свою гражданскую и профессиональную позицию. То, как собранные в ходе расследования факты и доказательства были перевернуты с ног на голову, вызывает у нас полное недоумение”, — говорится в обращении коллектива “Казаэронавигации” к общественности республики.

При этом в обращении отмечается, что в ходе следственных мероприятий и процессе изучения материалов стороной защиты были неоднократно предоставлены факты, доказывающие непричастность К.Акильбекова к авиационной катастрофе.

“В названном акте (межведомственной следственной комиссии – КазТАГ) прямо указано, что в управлении воздушным движением недостатков, повлиявших на возникновение особой полетной ситуации, не выявлено. (…) Экспертное заключение данной комиссии (межгосударственного авиационного комитета и государственного предприятия “Антонов”, Украина – КазТАГ) содержит вывод о том, что причиной катастрофы является неправильное определение экипажем высоты полета вследствие запаздывания (завышение показаний высоты) показания высоты указателями барометрической высоты при снижении с повышенной вертикальной скоростью”, — поясняется в обращении.

Кроме того, сообщается, что согласно заключению экспертной комиссии, действия персонала службы ОВД при авиационном событии осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов по организации ОВД и не оказали отрицательного влияния на исход полета.

Как поясняется в обращении, обвинение К.Акильбекову было предъявлено на основании заключения дополнительного судебно-технологического исследования от 17 августа 2013 года, что ставит под сомнение результаты расследования межведомственной комиссии, а также заключения и выводы экспертной комиссии по проведению дополнительных исследований, утвержденные министром обороны Казахстана. При этом подчеркивается, что данное заключение было признано не имеющим юридической силы.

“27 декабря 2013 года заключение специалистов судебно-технологического исследования по делу об авиатранспортном происшествии от 17 августа 2013 года, на основании которого было возбуждено уголовное дело и предъявлено обвинение в совершении преступления, было признано не имеющим юридической силы и недопустимым в качестве доказательства”, — говорится в обращении.

Как отмечается, при возобновлении производства предварительного следствия 28 декабря 2013 года были проигнорированы заключение расследования, заключение экспертной комиссии с участием международных экспертов, юридическая несостоятельность заключения судебно-технологического исследования от 17 августа 2013 года.

Кроме того, по информации авторов обращения, следствием не были приняты во внимание дополнительная оценка действий диспетчера, проведенная межгосударственным авиационным комитетом, и письмо министерства транспорта и коммуникаций Казахстана, содержащее разъяснения отдельных положений инструкции по организации и обслуживанию воздушного движения, в нарушении которых обвиняется диспетчер.

Как сообщалось, по делу о крушении военно-транспортного самолета Ан-72 погранслужбы КНБ РК проходят 27 потерпевших и 8 свидетелей. На скамье подсудимых — диспетчер шымкентского филиала РГК “Казаэронавигация” Канат Акильбеков. Как отмечается в материалах уголовного дела, время для безопасного вывода самолета из сложившейся ситуации было потеряно, пока диспетчер выяснял информацию о запасных аэродромах.

Напомним, 25 декабря 2012 года в Сайрамском районе Южно-Казахстанской области потерпел крушение военно-транспортный самолет Ан-72, следовавший по маршруту Астана – Шымкент. На борту самолета находились 27 человек – 7 членов экипажа и 20 военнослужащих, среди которых директор погранслужбы КНБ РК, полковник Турганбек Стамбеков, начальник управления пограничных войск “Оңтүстік” (юг) Павел Доценко, а также руководители погранотрядов “Кордай”, “Сарыагаш”. Экипаж и пассажиры самолета погибли.