Издание New Republic опубликовало статью американских политических экспертов Питера Эльцова и Клауса Ларреса под названием «Putin's Targets Will eastern Ukraine and northern Kazakhstan be next?» — «Следующими целями Путина станут Восточная Украина и Северный Казахстан?».
В предисловии ней говорится так: «Российское правительство говорит миру, что русскоязычные люди Украины должны быть защищены. Де-факто произошла аннексия Крыма. С точки зрения Путина, логичный и необходимый шаг. В конце концов, русские составляют свыше 58 процентов населения Крыма. Окажутся ли Восточная Украина и Северный Казахстан с большей долей русских следующими? Это, в целом, представляется маловероятным. Однако такой вариант более не может быть исключен, в особенности в отношении Восточной Украины.
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Между тем, имеются признаки неодобрения правящей элитой в Казахстане российского военного участия в событиях на Украине. Давний сторонник Путина президент Нурсултан Назарбаев остается осмотрительно молчаливым, однако спонтанные манифестации перед российским консульством в Алматы, крупнейшем в Казахстане городе, не были разогнаны полицией.
Это не должно вызывать удивления: русские в Казахстане составляют около 24 процентов населения — более 3 миллионов человек.
В Северном Казахстане почти 50 процентов населения — это русские. А в некоторых тамошних районах они составляют большинство населения. Не исключено – если следовать логике аннексии Крыма российской армией – то, что Путин может, в какой-то момент, захотеть вернуть части Северного Казахстана в российскую орбиту, в особенности в том случае, если эта страна станет политически нестабильной.
В «Как нам обустроить Россию», эссе, написанном перед падением Советского Союза, Александр Солженицын призвал к созданию нового российского государства, которое объединяло бы Россию, Украину, Белоруссию и части Казахстана. Касательно Казахстана, он писал:
«И сегодня во всем раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины. Их сплотка, их устойчивая отечественная часть — это большая южная дуга областей, охватывающая с крайнего востока на запад почти до Каспия, действительно населенная преимущественно казахами. И коли в этом охвате они захотят отделиться — то и с Богом».
Вполне возможно, что президент Путин захочет, чтобы его наследием стала реализация идеи Солженицына в том виде, в каком она была выражена в 1991 году, когда Советский Союз находился на грани коллапса. Путин является большим поклонником Солженицына, и он был его личным другом.
Всего несколько недель назад представлялось невообразимым то, что суверенитет Украины подвергнется атаке со стороны России. Кажется маловероятным то, что Путин повернется к Казахстану, но регион имеет символическое значение. В то время, когда Севастополь дает приют российскому Черноморскому флоту, город Байконур Казахстана является базой для российских космических программ – местом, откуда первый и легендарный космонавт Юрий Гагарин отправился в космос.
И все же, в конце концов, очевидное отсутствие общей российской идентичности в Северном Казахстане и на Восточной Украине означает, что Путин, вероятно, уклонится от таких действий безусловным образом в том, что касается Северного Казахстана».
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.