Global Times: Инвестиционный климат в Казахстане вряд ли улучшится существенно, даже если он поменяет свое название

Предложение казахского президента о переименовании РК вызвало горячие дебаты внутри страны, даже сильное воздействие девальвации тенге не снизило накала обсуждения

При февральской встрече с представителями общественности в ходе своего пребывания в Атырау президент РК Н.Назарбаев высказался о необходимости рассмотрения вопроса переименования страны в «Қазақ елі». Он в частности в этой связи сказал так: «В названии нашей страны есть окончание «стан», как и у других государств Центральной Азии. В то же время иностранцы проявляют интерес к Монголии, население которой составляет всего два миллиона человек, при этом в ее названии отсутствует окончание «стан». Возможно, надо рассмотреть со временем вопрос перехода на название нашей страны «Қазақ елі», но прежде следует обязательно обсудить это с народом».

Такое предложение из уст главы РК вызвало большой резонанс не только в отечественных, но и в зарубежных средствах массовой информации. Проявляют себя в этом деле и китайские масс-медиа.

Издание Global Times опубликовало статью Яна Чэня под названием «Kazakh name change double-sided coin» — «Казахское изменение названия, двусторонняя монета».

Предложение казахского президента о переименовании РК вызвало горячие дебаты внутри страны, даже сильное воздействие девальвации тенге не снизило накала обсуждения

В ней говорится так: «Казахский президент Нурсултан Назарбаев недавно очевидным образом предложил переименовать Казахстан в «Қазақ елі», что означает «Земля казахов», и таким образом вызвал горячие дебаты внутри страны. Даже сильное воздействие девальвации казахской национальной валюты не снизило накала обсуждения.

Еще до того, как эта идея была выдвинута, многие СМИ на казахском языке уже начали использовать такое название. Основная причина появления предложения Назарбаева заключается в том, что Казахстан ушел далеко вперед от других «стан»-стран в Центральной Азии в плане экономического развития и международного влияния. С суффиксом «- стан» будет сдерживаться раскрытие потенциала страны.

Понятно, что, согласно восприятию Назарбаева, «-стан» зачастую ассоциируется с коррупцией и провалом, а также с некоторыми другими негативными коннотациями. Казахстан, который имеет амбиции по вхождению в ряды 30 наиболее развитых стран, что представляется не такой уж невозможной для этой страны, наверняка не смирился с пребыванием тем, кем он является сейчас.

Президент также привел в пример Монголию, заявив, что Монголия рассматривается иностранцами более благоприятно, чем Казахстан, и что ее название не содержит суффикса «- стан».

Подразумеваемый им подтекст означает, что страны с суффиксом «- стан» в названиях, с индоиранским по происхождению суффиксом, означающим «страна» или «земля», рассматриваются как слабые страны или не состоявшиеся государства.

Прецеденты изменения страной своего названия имеются. За последние 80 лет административное название всей территории менялась шесть раз.

Например, в рамках Российской империи она непродолжительное время пребывала независимой в качестве Алаш Орды после падения царского режима. В советскую эпоху она называлась Казахская Советская Социалистическая Республика. После распада Советского Союза она приняла свое нынешнее название.

Если мы станем говорить, что суффикс «-стан» может изменить то, каким другие страны воспринимают Казахстан, такие высказывания могут представляться сомнительными. Название страны – это всего лишь символ. А ее реальное развитие является ключевым для формирования представления.

По восприятию многих западных странах, Казахстан по-прежнему находится под управлением типичного авторитарного режима и рискует превратиться в типичную восточную монархию. Инвестиционный климат в Казахстане вряд ли улучшится существенно, даже если он поменяет свое название. Особые отношения между политикой и бизнесом будут продолжать доминировать».

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.