Как отмечают аналитики и наблюдатели, в последние годы идет тенденция роста числа тех, кто разделяет взгляды националистов. Их ряды пополняются молодежью, новыми лицами, также национал-патриотами становятся уже известные общественные деятели, по зову сердца или из других соображений, вопрос второй. Остановимся подробнее на тех, кто более-менее стал известен в стране, позиционируясь как национал-патриот.
Кстати о понятии “национал-патриот”, которое почему-то не нравится самим нацпатам, некоторые из них предлагают называть себя национал-демократами, другие просто патриотами. Многим из них оно кажется каким-то реакционным словом, помнится даже сам Мухтар Шаханов не раз говорил журналистам, “не называйте меня, нас так, из-за этого у нас проблемы”.

Не раз приходилось слышать, что именно русскоязычные журналисты придумали и навешали им этот ярлык — “нацпаты”. Хотя в толковом словаре национал-патриотизм растолковывается как “направление в политике и идеологии, сочетающее идеи патриотизма и национализма“. И что тут нехорошего или крамольного?
Ну, а теперь, как говорится, “перейдем на личности”. Несомненно, главным национал-патриотом страны принято считать поэта, общественного деятеля Мухтара Шаханова, который также возглавляет журнал “Жалын”.
Считается, что благодаря ему удалось узнать правду о декабрьских событиях 1986-го года. Хотя зачастую приходится слышать, что истина о Желтоксане до конца не раскрыта, а его бывшие соратники, среди которых известный националист Хасен Кожахмет и общественный деятель Жасарал Куанышалин обвиняют его в предательстве и находятся сейчас с ним в контрах. Сам Шаханов тоже часто говорит, “если бы не я, вы бы ничего не узнали о Желтоксане”, возможно, в этом есть его заслуга, но нельзя все время жить прошлым. К более свежим своим достижениям, Шаханов и его соратники относят протест против инициативы власти ввести понятие “казахстанская нация”, и митинг против передачи китайцам земель в аренду. Сложно сказать, что тогда именно заставило “дать заднюю” властям, но отказ от инициативы стать всем “казахстанцами” шахановцы приписывают именно себе.
Все это в прошлом, чем сейчас занимается главный нацпат страны? В ноябре прошлого года инициаторам проведения курылтая удалось привлечь Шаханова стать в главе этого мероприятия. Однако, созданный курылтаем национальный совет во главе с Шахановым дальше провозглашения не пошел. Резолюция по 23 пунктам, где говорилось о требовании отменить Новый год и праздновать Наурыз как казахский новый год или введении дошкольного или начального образования только на государственном языке, так и осталась лишь на бумаге. На курылтае говорилось, что если власти не дадут никакого ответа по требованиям, то далее последуют более конкретные действия.
Куда была отправлена резолюция, была ли вообще отправлена в какой-то государственный орган, если да, то был ли ответ? Никто ничего народу не объяснил и не рассказал. Вообще, сами члены этого совета выражали недовольство работой органа, якобы Шаханов не дает хода реальным делам, иначе говоря, сейчас все застопорилось. Чем занят совет, что делает в целях продвижения идей, прозвучавших на курылтае, непонятно и не слышно. Некоторые знающие люди по-своему объясняют такую деятельность Шаханова, во-первых, говорят, у него сын работает нацкомпании, и бурная деятельность папы может помешать его карьере, во-вторых, это особенность такая национальная, громкие слова, каждый может прокричать на митинге или другом собрании, но когда дело касается реального дела — тишина.
В народе многие говорят, что пойдут за Шахановым “в огонь и воду” и готовы поддержать любое его начинание. Бытует мнение, что только Мухтар-ага, в состоянии сплотить вокруг себя нацпатов, или вообще весь казахский народ.
Но на деле часто выходит не так. Вспомним, известное “письмо 138-ми”, когда многие подписанты, сначала подмахнули не глядя, а позже задним числом отказались от своих подписей, поняв, во что могут вляпаться, требуя вместе с Шахановым исключить из Конституции Казахстана пункт о статусе русского языка.

Более свежая инициатива — курылтай или как его назвали позже собрание представителей народа, также не смогло сплотить националистов. Политолог Айдос Сарым сразу же отказался от участия в нем, хотя изначально помогал даже писать Концепцию создания национального государства, которую приняли на курылтае. Сарым посчитал ее почти фашисткой, и заявил, что в таком виде ее нельзя принимать. Насколько известно, он внес в нее свои предложения, судя по всему они не были приняты.
Надо отметить, что Сарым имеет неплохой опыт в написании такого рода документов, но предпочитает, принимать в них участие что называется с нуля, а не с полпути. Но есть и у него и такая особенность, громко заявить, взбудоражить народ смелыми идеями, и уйти тихо в неизвестность. Вспомните, его инициативу в 2011 году о создании движения “Ұлы Дала” (Великая Степь), планы были просто барбаросские. Предполагалось, создать на основе объединения политическую партию, сплотить весь народ и так далее. Движение это непонятным образом Сарым покинул. Говорят, другие члены движения хотели радикализироваться, а как известно, Сарым очень осторожный и коньюнктурный человек. Несмотря на его смелые посты в “Фейсбуке”, он никогда не пойдет на радикальные действия, вы не увидите его на митингах, может быть поэтому он не появился на Антиевразийском форуме.
И что в итоге? Во главу движения “Ұлы Дала” пришел человек, который превратил “Великую Степь” в организацию по проведению юбилеев и асов (поминок).
Напомним, также от участия в курылтае отказались Расул Жумалы и Мухтар Тайжан, поддержав позицию Сарыма и объяснив свой отказ тем, что “курылтай — дело священное, и подготовка к нему должна быть более серьезной”.

Мухтар Тайжан, попытавшийся из экономиста превратиться в национал-патриота, устав за 4,5 года деятельности ушел из политики. Он вовремя понял, что казахов в этом тысячелетии ничем не сдвинешь с места — ни гептилом падающим им на головы, ни страшилками военных полигонов.
Почему до сих пор националисты не смогли объединиться под какой-либо идеей? Может быть, потому что они слишком разные, кто-то вчера решил им заделаться, а кто-то родился с этим. Среди них нацпат с большим стажем, известный разумными мыслями и спокойным характером Дос Кушим, руководитель движения “Ұлт тағдыры”. Правда, в последнее время о деятельности движения ничего не слышно, но уважение, которым пользуется Кушим как в казахскоязычной, так и в русскоязычной среде никто не отменял.
Можно отметить и Геройхана Кыстаубаева, бывшего члена оппозиционной партии ДВК, позднее “Алги”, который в политике уже более 15 лет, он тоже отказался от участия в курылтае, хотя всегда поддерживает Шаханова. Кыстаубаев рассуждает трезво и придерживается мнения, что при нынешней власти никто дорогу националистам и их идеям не даст, поэтому предлагать что-то бесполезно. Он с уважением относится к Шаханову, но понимая, что тот никогда не пойдет на радикальные меры, считает, что Мухану лучше уже на покой и дать дорогу молодым.
Возможно, все дело в том, что инициаторами курылтая стали доселе никому неизвестные люди, провозгласившие себя национал-патриотами, которых никто всерьез не воспринял. Напомним, речь идет о Максате Нурыпбаеве, бывшем члене партии “Адилет”, Болатбеке Биляле, бывшим члене партии “Алга” и Габидене Жакее, нынешнем руководителе движения “Ұлы Дала”. Многие, в том числе Кыстаубаев, с недоверием отнеслись к Максату Нурыпбаеву “бывшему человеку власти”, занимавшем некогда должность помощника председателя Комиссии по правам человека при Президенте РК. Радикального и неспособного связать двух слов на казахском Болатбека Биляла также для многих казахских националистов, особенно простых, трудно было воспринять в качестве национал-патриота. Габиден Жакей, по мнению знающих его людей, известен связями с криминальным миром бывших спортсменов.

Среди новоявленных нацпатов можно отметить Серикжана Мамбеталина, который купив партию, решил что таким образом можно стать ее лидером. Его перерождение из нефтяника-бизнесмена и эколога в национал-патриота, семья которого живет в Лондоне, и имеет вид на жительство в Англии, мало кто воспринял как искренее. Как известно, его идея потребовать на курылтае регистрации националистической партии “Халық Рухы”, которую когда-то не смог зарегистрировать Шаханов, так и не нашла поддержки. Кстати, небезызвестный Нагашыбай Есмурза, мечтающий взять на вооружение идеологию Гитлера, также позиционирует себя нацпатом.

За кем из них пойдет народ, при нынешнем раскладе, вопрос почти риторический.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

