Избежать обвала власти пытаются с помощью административных рычагов, направленных на сокращение импорта. К этому времени уже задействованы: запрет индивидуальным предпринимателям торговать без сопроводительных документов на товар (соответствующий указ Александра Лукашенко обещает парализовать работу вещевых рынков с 1 июля); лицензирование поставок из-за пределов ТС импортных кондитерских и макаронных изделий, пива, стекла и стеклотары, цемента (мера уже привела к остановке поставок сладостей и пива из Украины); проверки торговых центров на предмет некачественных, хоть и сертифицированных товаров.
Жертвами рейдов Госстандарта в июне пали известные бренды: детская обувь российской компании “Котофей”, выпущенная по заказу в Китае, и собранные в России холодильники “Индезит”. В ясельных ботинках чиновникам не понравился синтетический подкладочный материал, а в холодильниках – то, как закреплены шнуры питания. Последствия были самые строгие: партии некачественного товара изъяли, поставщикам предъявили штрафы, а торговым домам теперь предстоит защищаться по административным делам в суде. В общем, борьба с импортом идет по всем фронтам.
На горизонте – одни "атланты"
Но последний фронт обещает быть самым "кровопролитным". Как стало известно на днях, белорусское правительство разработало проект государственного решения, согласно которому с 1 июля в стране планируется установить исключительное право государства на ввоз товаров, аналоги которых производятся на территории республики.
Разработчики документа намерены предоставить сроком на полгода статус специмпортера 12 промышленным предприятиям: Минскому автомобильному заводу, Минскому тракторному заводу, "Белшине", "Горизонту", "Атланту", "Гомсельмашу", "Интегралу", Могилевлифтмашу, Минскому подшипниковому заводу и другим – исключительное право ввоза в Беларусь всех профильных товаров, как из стран дальнего зарубежья, так и из России и Казахстана. Это автомобили, шасси, кабины, полуприцепы, сельхозтехника и оборудование, бытовая техника, лифты, шины и покрышки, двигатели, станки и механизмы, электронная техника.
В официальной трактовке Минпрома инициатива трактуется как мера по поддержке белорусских производителей промышленных товаров, а также по сокращению потребительского импорта. Оно и понятно: голубая мечта белорусских чиновников, чтобы в магазинах стояли только телевизоры "Горизонт", холодильники и стиральные машинки "Атлант", и ни один "Самсунг" не мог между ними проскочить. Чтобы на полях ходили только тракторы МТЗ и гомельские комбайны.
Но как это будет работать на практике, совершенно непонятно. Как госпредприятия, чья основная задача – производить свое, а не завозить чужое, должны будут организовывать такие поставки? Кто вообще с ними заключит договор на полгода – срок действия института специмпортера? Будут ли указанные заводы ввозить в страну импортные товары той номенклатуры, которую белорусские предприятия не выпускают, например, шины для целого ряда легковых авто, узлы и комплектующие для импортной сельскохозяйственной и автотехники и т.д. Наконец, за кем останется право импорта товаров, аналоги которых в Беларуси не производятся?
Ритейлеры не переживут
Очевидно, что даже если госпредприятия справятся с возложенной на них задачей, то традиционные компании-импортеры шестимесячное вето могут не пережить. Правда, в Минпроме так не считают. На вопросы журналистов, как скажутся запретительные меры на белорусских компаниях – крупных ритейлерах бытовой техники и электроники, чиновники с невинным видом отвечают, что "это повод для них повернуться лицом к товарам белорусских производителей, которые по качеству никоим образом не уступают сегодня импортным аналогам".
На деле же, если решение вступит в силу, крупные ритейлеры будут вынуждены приостановить свою деятельность и распустить персонал. Как следствие, оскудеет розничный ассортимент, и над торговлей нависнет угроза банкротства. Белорусы еще активнее ломанутся за импортными товарами в соседние страны – благо, до Вильнюса и до польского Белостока рукой подать. И это, по мнению экспертов, будет еще большей бедой, чем утечка валюты через официальные каналы импортных закупок.
"Всем кажется, ввоз в страну импорта физлицами и юрлицами – это одно и то же зло. На самом деле импортер ввозит любой товар, уплачивает 20% НДС, и с добавочной стоимости, например, машины, еще и налоги. Физлица же, покупая товар в соседних странах, вывозят туда валюты больше именно на столько, на сколько создается добавочная стоимость в стране, и соответственно вывозят туда налоги", – предостерегает председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич от перекоса в туристический импорт. Есть, конечно, вариант с ограничением поездок за границу – введение выездной 100-долларовой пошлины для белорусов власти на полном серьезе обсуждали в прошлом году – но это уже другая история, про страну за железным занавесом.
Надышаться перед ЕАЭС
В общем, внутри Беларуси инициатива правительства раскритикована в пух и прах. Общее мнение экспертов – государство вместо модернизации промышленности делает все для того, чтобы искусственным образом ликвидировать конкуренцию, поставить неэффективные предприятия в привилегированные условия. И это только развращает предприятия, не приводя к реальному экономическому эффекту.
Но самое интересное, какой будет реакция на ноу-хау Беларуси партнеров по Таможенному союзу. На введение Минском лицензирования импорта пива, конфет, стекла и прочих товаров из-за пределов таможенной территории ТС Москва и Астана промолчали – возможно, потому что напрямую эти ограничения их не коснулось. От разовых лицензий пострадали прежде всего украинские производители, но такой результат в Кремле могут сейчас только приветствовать. А вот институт специмпортера предполагается распространить и на поставки из России и Казахстана – тут уже прямое нарушение принципа свободной торговли в Едином экономическом пространстве, и белорусские эксперты предрекают зеркальные меры со стороны партнеров.
Долгие годы институт специмпортера в Беларуси существует на рыбные продукты и табачные изделия, и эта госпомополия вызывает острое недовольство российской стороны. Можно только догадываться, в какие формы выльется гнев российских производителей автомобилей и бытовой техники, если Беларусь попытается закрыть для них свой рынок.
Но Минск, похоже, готов идти напролом в борьбе с импортом, ведь эти полгода – последняя возможность для страны "надышаться" перед вступлением в ЕАЭС.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.