Национальный банк: рост казахстанской экономики в 2014 году может оказаться ниже официального прогноза

Эксперты Национального банка отрицают возможность очередной девальвации, зато не исключают того, что экономический рост в Казахстане по итогам этого года окажется ниже прогнозируемого правительством. Примечательно, что в этой ситуации регулятор не намерен кардинально менять существующую денежно-кредитную политику, однако планирует ввести ряд новых инструментов для поддержания тенговой ликвидности банков второго уровня и стимулирования долгосрочного кредитования

Алматы. 8 сентября. КазТАГ — Сергей Зелепухин. Эксперты Национального банка отрицают возможность очередной девальвации, зато не исключают того, что экономический рост в Казахстане по итогам этого года окажется ниже прогнозируемого правительством.

Примечательно, что в этой ситуации регулятор не намерен кардинально менять существующую денежно-кредитную политику, однако планирует ввести ряд новых инструментов для поддержания тенговой ликвидности банков второго уровня и стимулирования долгосрочного кредитования.

Но перед тем как привести вопросы и ответы регулятора, следует отметить, что запрос агентства КазТАГ имел конкретного адресата — председателя Национального банка Кайрата Келимбетова. Однако ответы пришли обезличенные. Но, как говорится, и на том спасибо. Это уже намного лучше, чем полное игнорирование наших запросов.

Эксперты Национального банка отрицают возможность очередной девальвации

***

— Промышленное производство по итогам первого полугодия продемонстрировало спад. Особое беспокойство вызывает спад в добывающих отраслях, ориентированных на экспорт. Получается, что проведенная в феврале девальвация не стала стимулом для роста добывающего сектора?

— Спад в добывающих отраслях, ориентированных на экспорт, вызван понижением спроса на казахстанскую продукцию, который, в свою очередь, обусловлен замедлением экономического роста в странах — основных торговых партнерах Казахстана. Поскольку основная часть казахстанского экспорта поставляется в страны Евросоюза — его доля в экспорте в ЕС за январь-июнь 2014 года составила 58%, Китая — 13,5% и России 6%, — то от состояния экономик этих стран существенно зависят объемы внешней торговли Казахстана.

За второй квартал 2014 года рост ВВП Евросоюза в годовом выражении замедлился до 1,2%, тогда как в первом квартале этого года наблюдался рост на 1,4%. В Китае рост незначительно ускорился — до 7,5% и 7,4% соответственно. Рост ВВП России, по предварительным данным, замедлился во втором квартале до 0,8% против 0,9% в первом. Данное торможение роста снизило спрос на продукцию из Казахстана, в частности, на сырую нефть и железные руды, что, в свою очередь, обусловило ухудшение показателей по основным компонентам промышленности.

За первое полугодие 2014 года объемы промышленного производства в Казахстане снизились на 0,4% к соответствующему периоду 2013 года, тогда как в январе-июне 2013-го был отмечен рост на 1,8%. Снижение обусловлено ухудшением показателей по горнодобывающей отрасли, доля которой составляет 63,6%. В свою очередь, из-за снижения добычи сырой нефти на 1,6%, железной руды — на 1,9%, угля и лигнита — на 3,6%, объемы производства горнодобывающей отрасли за I полугодие 2014 года сократились на 0,6%, тогда как в январе-июне 2013-го они выросли на 2,2%.

Таким образом, несмотря на то, что февральская корректировка валютного курса, несомненно, оказала положительное воздействие на отрасли горнодобывающей промышленности, она оказалась не в состоянии полностью нивелировать эффект ослабления спроса на казахстанскую продукцию на внешних рынках.

— Рост золотовалютных резервов Нацбанка после девальвации оказался весьма скромным по сравнению с их стремительным ростом после февральской девальвации 2009 года. С чем это связано?

— Основной причиной динамики роста золотовалютных активов после девальвации 2009 года являлся приток краткосрочных иностранных инвестиций. Низкая динамика роста в 2014 году обусловлена переоценкой валютных активов и слабым ростом цены золота, который составил более 1%, в то время как в 2009 году с момента девальвации до конца года рост составил более 21%.

— Насколько сейчас велики девальвационные риски? Какие есть предпосылки к очередной корректировке обменного курса? И что играет против этого?

— Основным внешним фактором влияния на обменный курс тенге являются цена на нефть на мировых рынках. Ценовая конъюнктура на мировых рынках нефти в настоящий момент благоприятная с точки зрения влияния на обменный курс тенге и способствует иностранному притоку капитала на внутренний валютный рынок. Цена на нефть сорта Brent находится на высоком уровне — выше $100 за баррель.

В меньшей степени на обменный курс тенге оказывает влияние ситуация в странах – основных торговых партнерах Казахстана, прежде всего в России. Однако необходимо отметить, что Россия также является экспортером нефти и основное влияние на обменный курс российского рубля оказывает цена на нефть. В связи с экономическими санкциями, возложенными на Россию в результате политических мотивов, экономический рост может замедлиться. Однако существенного влияния на обменный курс тенге политическая ситуация в России не окажет. Таким образом, предпосылок для девальвации в настоящий момент не существует.

— До какого конкретного уровня должны снизиться золотовалютные резервы Нацбанка, чтобы можно было говорить о росте рисков девальвации?

— Соотношение резервов и месяцев импорта товаров и услуг в стоимостном выражении является одним из традиционных показателей достаточности. Резервы, выраженные в месяцах импорта, показывают временной период, на протяжении которого страна может обеспечить свой нынешний уровень импорта в случае полного прекращения любого притока валютных ресурсов. Традиционно считается минимальным достаточным уровнем покрытие резервами трех месяцев импорта товаров и услуг.

По данным за первый квартал 2014 года, международные резервы Национального банка РК, без учета активов Национального фонда, обеспечивали финансирование казахстанского импорта товаров и услуг за 5,3 месяца.

— Ситуация на внешних рынках развивается не в пользу стран-экспортеров сырья. Цены на нефть постепенно снижаются, экономический рост в развитых странах остается слабым, замедляются темпы роста ВВП Китая. Вполне справедливо предположить, что в силу этого сальдо платежного баланса по итогам текущего года окажется отрицательным. А как считают в Нацбанке?

— Согласно оценке Национального банка, по платежному балансу в 2014 году ожидается сохранение существенного профицита торгового баланса за счет проведенной корректировки курса тенге и сохранения достаточно высоких цен на сырьевые товары, хотя, возможно, их уровень окажется ниже прошлого года.

По другим статьям текущего счета ожидается дефицит. В частности, реализация новых и действующих крупных проектов предусматривает значительный объем импорта услуг при сохранении больших выплат доходов иностранным инвесторам. В целом предполагается, что профицит торгового баланса превысит суммарный дефицит по остальным статьям, и текущий счет в 2014 году сложится положительным.

— Оправдано ли в ухудшающихся внешних условиях по-прежнему ожидать роста ВВП Казахстана на уровне 6% по итогам этого года?

— В текущем году сохраняется неопределенность развития мировой экономики. Прогнозируется снижение темпов экономического роста в странах — основных торговых партнерах Казахстана: в ЕС, России и Китае. Сохраняются системные риски, связанные с высоким уровнем безработицы и долга в еврозоне. На фоне взаимных экономических санкций нарастает напряженность в отношениях ЕС с Россией.

Замедление темпов роста в странах — основных торговых партнерах Казахстана уже приводит к снижению спроса, что оказывает негативное влияние на объемы производства в нефтегазовой сфере, промышленности, а также на экспорт отечественной продукции. Складывающаяся ситуация может привести к снижению торгово-экономического сотрудничества, ухудшению торгового и платежного баланса Казахстана. Так, внешнеторговый оборот Казахстана за январь-июнь 2014 года снизился на 6,5%, при этом экспорт понизился на 1,9%, а импорт – на 15,2%.

По предварительным данным, за январь-июнь 2014 года рост ВВП Казахстана замедлился до 3,9% по сравнению с 5,1% в аналогичном периоде прошлого года. Таким образом, на фоне замедления экономического роста в странах-партнерах Казахстана, возможно замедление темпов роста отечественной экономики, что может привести к недостижению прогнозного значения в 6%, установленного на 2014 год.

— Намерен ли Нацбанк кардинально менять денежно-кредитное регулирование, чтобы стать кредитором в последней инстанции?

— Основной целью Национального банка при проведении денежно-кредитной политики является обеспечение стабильности цен. Для достижения основной цели Национальный банк использует законодательно закрепленные инструменты денежно-кредитной политики. В настоящее время Национальный банк намерен продолжить проведение денежно-кредитной политики с целью обеспечения стабильности цен.

— Какие меры готов предпринять Нацбанк для предоставления банкам долгосрочного финансирования?

— В целях повышения внутреннего потенциала кредитования экономики вводится обязанность размещения банками части собственного капитала в экономику Казахстана. Так, размещению во внутренние активы подлежит для несистемообразующих банков с 1 октября 2014 года не менее 70% собственного капитала, для системообразующих банков с 1 января 2015 года — не менее 30% собственного капитала, а с 1 октября 2015 года — не менее 70% собственного капитала. Реализация указанного комплекса мер позволит с октября текущего года направить в экономику Казахстана 133 млрд тенге — 12% высоколиквидных внешних активов несистемообразующих банков.

Дополнительно, в целях поддержки банков второго уровня объемом тенговой ликвидности, приняты меры по внедрению и использованию нового инструмента денежно-кредитной политики по предоставлению ликвидности в национальной валюте – операции “валютно-процентный своп”. Данный инструмент предоставит возможность банкам получить источник ликвидности в тенге под залог иностранной валюты и позволит использовать его для дальнейшего кредитования экономики Казахстана.

Основным преимуществом данного инструмента является его долгосрочный характер: своп будет заключаться на срок от одного года и выше. Этот инструмент — как источник тенгового фондирования — окажет стабилизирующее действие на денежный рынок Казахстана.

Также Национальным банком в качестве доверительного управляющего пенсионными активами ЕНПФ разработан и внедрен механизм инвестирования пенсионных активов в долгосрочные вклады банков второго уровня при их соответствии определенным условиям. Срок размещения составляет от 5 до 10 лет, что предполагает предоставление долгосрочной тенговой ликвидности. Тем самым у банков второго уровня появляется соответствующая возможность в финансировании малого и среднего бизнеса и предоставлении ипотечных займов.

В свою очередь данный механизм, с одной стороны, позволит обеспечить получение и поддержание доходности пенсионных активов, а с другой — поддержит экономику Казахстана долгосрочными кредитными ресурсами.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.