Я уже рассказывал читателям “Зоны”, что в мае нынешнего года побывал в командировке в Крыму и увидел много интересного. Например, как романтики Русского Возрождения пытаются начать там “с чистого листа” строительство новой России, страны без олигархов и без чудовищной азиатской коррупции.
Прежде всего, новые люди принялись разгораживать местные пляжи от незаконных заборов. Эти ограды — большая проблема для Крыма, самый наглядный пример хамского отношения “крутых” к остальному населению. Возглавил очистительную операцию первый вице-премьер нового крымского правительства Михаил Шеремет, лидер движения “Русское единство”, командир крымского ополчения и тех загадочных парней в камуфляже, которые захватили в конце февраля крымский парламент. По крайней мере, я слышал эту версию от самого Шеремета. Он заявил мне в интервью, что “вежливые люди”, в решающий момент взявшие под контроль здание Верховного Совета, это был никакой не российский спецназ, а местные добровольцы, “мои люди” — как выразился Шеремет.
Надо добавить, что Михаил Шеремет ещё и близкий друг нового премьер-министра Республики Крым Сергея Аксёнова, его однокурсник по военному училищу: “кровати рядом стояли”. А помощник и правая рука Шеремета Владимир Гарначук известен в Москве как оппозиционный депутат одного из районных муниципальных собраний и соратник Алексея Навального. Вот как интересно бывает в жизни.
В общем, эти ребята повели атаку на незаконные приморские ограды — очень активно, с привлечением общественности и при поддержке до сих пор не расформированного крымского ополчения. За первый месяц они разгородили огромное количество пляжей. Крымский народ ликовал. Это была одна из первых и самых заметных акций новой власти. Успех или провал операции многое должен был показать.
Хозяева оград кое-где потихоньку начали их восстанавливать. Ополченцы и волонтёры сносили заборы во второй раз, опять под камеры и диктофоны. А через неделю местные жители писали в социальных сетях, что владельцы прибрежного особняка или арендаторы пляжа снова поставили ограду и приварили калитку. Иногда волонтёров ещё на подступах встречали широколицые люди из федерации единоборств и, не стесняясь камеры, советовали идти к морю другим путём. Вот он отсюда виднеется. Но приезжали ополченцы – и ставили “спортсменов” на место.
В борьбе и волнениях прошло два месяца. А затем хозяева заборов и “шалманов” (так в Крыму называют временные постройки, возводимые у моря без разрешительных документов) начали массово подавать иски в суды – и, как правило, выигрывали споры.
И вот купальный сезон в Крыму закончился. Можно подводить некоторые итоги кампании “Чистый берег”. Если делать это не слишком политкорректно, то придётся признать: она завершилась провалом. Всколыхнувшиеся было мечты местных жителей о том, что в Крыму станет как в Греции, Турции, Египте, Таиланде и других “морских” странах, где берег считается общим достоянием и проход к нему повсеместно свободен, опять угасли.
“В крымских судах пока всё осталось по-прежнему, вопросы решаются за деньги, — сказал мне не для печати один из инициаторов сноса оград и “шалманов”, — И вообще во власти в Крыму ещё много упырей, их долго придётся выковыривать”.
Люди, хорошо знающие положение дел с соблюдением (точнее несоблюдением) природоохранного законодательства в других регионах Российской Федерации, с самого начала выражали удивление по поводу “пляжного” энтузиазма в Крыму. Впрочем, это было удивление пополам с надеждой: вдруг там действительно сумеют пробить тромб, и ситуация начнёт меняться во всей стране? Но, увы. Пока надежды седых романтиков вроде Александра Проханова на то, что Россия начнёт обновляться через Крым, и, оттолкнувшись ногой от Алушты, поведёт наступление если не на дикий капитализм, то хотя бы на феодализм – не сбываются. Может потому, что русские медленно запрягают?
Руководитель Всероссийского общественного движения “Открытый берег” Сергей Менжерицкий напомнил мне, что на кавказском побережье России тоже загорожены огромные прибрежные территории. Один из самых скандальных объектов — так называемая “дача патриарха” в окрестностях Геленджика. Несколько лет назад Сергей Мержерицкий и другие активисты экологических движений организовали “Всероссийский марш по украденному Черноморью”. Когда они попытались пройти в поселке Дивноморск к знаменитой “даче” (хотя на самом деле это дворец с трехметровым забором, незаконно отгородившим участок лесного фонда), их задержал местный участковый милиционер с фольклорной фамилией Аниськин и доставил в отделение.
Другой, ещё более знаменитый приморский объект — “дача” Владимира Путина в окрестностях посёлка Параскеевка. Это опять Геленджикский район Краснодарского края. О путинской даче россиянам стало известно в конце 2010 года из открытого письма на имя тогдашнего президента Медведева. Письмо написал бизнесмен из Санкт-Петербурга Сергей Колесников. Он подробно рассказал о том, что на побережье Чёрного моря заканчивается строительство “комплекса для отдыха Владимира Путина”. Стоимость объекта, по словам автора письма, составляет более миллиарда долларов. Под “дачу” отгорожено несколько километров морского побережья.
В Подмосковье и самой Москве тоже есть похожие примеры. В столичном Серебряном бору движение “Открытый берег” не первый год пытается добиться разгораживания окрестностей особняка, принадлежащего владельцу компании “Лукойл” Вагиту Алекперову. Особняк закрывает простым отдыхающим проход к воде. Борьба идёт с переменным успехом. Нынешним летом активисты движения “Открытый берег” провели у дома Алекперова очередную акцию, но потом их оттеснила охрана.
Как раз в это время на южном берегу Крыма местные ополченцы сломали перекрывающую проход к морю калитку возле виллы одного из топ-менеджеров того же самого “Лукойла”. Через короткое время хозяева калитку восстановили…
По правде сказать, большинство россиян, насколько я могу судить, воспринимает такие новости без удивления. Так всегда было, и кто сказал, что “после Крыма”, будет по-другому?
Кстати, если помните, в предыдущей заметке я рассказал, как в бедном сельском районе центральной России местные власти (при полной поддержке населения) отказываются отдавать бывшие колхозные земли под коттеджное строительство. Хотя оно могло бы принести в бюджет района много денег и создать рабочие места. Но сейчас люди в этом сельском районе сами себе хозяева. А начнётся стройка, приедут богатые москвичи и обязательно начнут устанавливать свои порядки. Всё перегородят и перекопают. Местное озеро обязательно отберут у рыбаков. Мусор будут сваливать, где захотят. Шуметь станут, местных девушек обижать. В общем – нет уж, говорят жители глубинки, мы как-нибудь сами проживём, без ваших денег. Обустраивайте вон лучше Крым.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.