Как уже обустроить Россию и окрестности

Оказывается, на этот счёт существуют замечательные системные пошаговые проекты. Может их даже начнут выполнять

Как обустроить Россию и окрестности

Лет восемь назад я написал первую заметку о том, что Россия и Казахстан попали в уникальную ситуацию. На них валятся и валятся с неба дурные миллиарды. Впервые, наверно, за всю историю, есть возможность капитально отремонтировать целые города, построить много современного жилья и решить другие накопившиеся проблемы. А не просто проедать-пропивать небесную манну.

Жизнь, конечно, показала, что это были наивные рассуждения. Хотя вот в Казахстане группа не журналистов, а вполне серьёзных предпринимателей пыталась развернуть массовое недорогое жилищное строительство – но успеха не добилась. Отчего-то в наших краях с увеличением богатства растут не масштабы строек, а цены на кирпич, лес, цемент, металл и всё остальное. Ну и земля, конечно, дорожает. Хотя у нас и у вас её девать некуда.

В других странах, где более или менее решили самые кричащие социальные проблемы, этот “евразийский опыт”, русские и казахские пропасти между миллиардерами и нищими – эффективная объяснялка для населения: почему от диковатых восточных соседей надо держаться подальше. И эффективный способ организации всяких майданов и разноцветных революций на территории бывшего единого государства рабочих и крестьян. Поджигателям нашей стабильности не надо ничего особенного придумывать: только показывать кино про дворцы евразийских чиновников (вслед за дворцом Януковича) и нищие аулы.

С этим надо что-то делать. Но никто не понимает, что именно. И вдруг я открываю для себя, что в Москве уже не первый год целый коллектив профессиональных людей занимается данной проблематикой – основательно, системно, планомерно – и у них готова программа обустройства не только России, но и окрестностей. Эти люди создали Движение “Развитие” (сейчас на его базе организуют одноимённую партию). А лидер движения Юрий Крупнов является ещё и председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития.

Как обустроить Россию и окрестности

Недавно, выступая на семинаре по проблемам Центральной Азии, Крупнов заявил, что одна из ближайших угроз на постсоветском пространстве – опасность дестабилизации как раз в ЦА. “Сейчас всё внимание общественности и экспертного сообщества приковано к Украине, а вот события в ЦА интересуют меньше. Между тем следующей Украиной может стать именно этот регион, — подчеркнул Крупнов.

По его мнению, ситуация нестабильности в ЦА может оказаться намного более кровавой, чем в Украине. “С учетом рельефов местности ситуация будет неподконтрольна с точки зрения ведения военных действий. Если действия боевиков будут направлены в места наличия нефти и газа, это будет очень сложная ситуация, — объяснил Крупнов.

И дальше:

— Либо мы начнем восстанавливать цивилизационное единство с идеологией, либо мы будем вовлечены в бесконечные войны с терроризмом.

О какой цивилизации идет речь? По мнению Крупнова, это “цивилизация развития, это евразийское развитие, когда страна производит собственные технологии, когда молодежи понятна логика карьеры, когда формируются стратегические очаги занятости. И это 30-40 лет активной работы”.

То есть речь идёт о восстановлении цивилизационной привлекательности России, которая снова должна стать локомотивом, драйвером для соседних республик.

Вот некоторые крупновские проекты:

“Новая Восточная политика”, “Новый Средний Восток”, “Альтернативная усадебная урбанизация”, “Северная цивилизация”, “Промышленная доктрина России”, “Ядерная доктрина России”, “Демографическая доктрина России”.

Или вот небольшая цитата из проекта “Тысяча новых городов для России”:

“Нам надо сегодня приступить к проектированию и строительству тысячи новых городов, в основе своей завязанных на перспективные профессии в рамках нарождающегося седьмого технологического уклада и преимущественно из малоэтажных домов. Жилищной основой новых городов является комплексная застройка новых, пригородных или внутригородских территорий малоэтажными зданиями, имеющими практически автономное жизнеобеспечение с повышенной в 5 — 8 раз энергоэффективностью. Стратегическую занятость будут давать кластеры промышленного развития, т. е. индустрии по производству лидирующих продуктов, важнейшей составляющих которых будет сам новый город и обеспечение жизни в нем. Градостроительство не обуза для государства, а главная странообразующяя отрасль”.

А теперь чуть подробнее о проекте “Новый Средний Восток”:

“Дестабилизация Средней Азии угрожает национальной безопасности России и благополучию, граничащих со Средней Азией российских регионов. При этом, Россия может получить значительные выгоды, если Средняя Азия из территории нестабильности превратится в территорию развития. Однако, развивать Среднюю Азию в отрыве от ее южных соседей: Афганистана, Пакистана, Ирана невозможно. Поэтому целесообразно создать интеграционный проект развития, в котором, помимо России и государств Средней Азии, будут участвовать Монголия, Китай, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и Турция. Это позволит создать на Новом Среднем Востоке зону стабильности и развития”.

Полную информацию о крупновских проектах можно найти здесь.

Почти все эти идеи мне очень понравились. Но некоторым из них уже много лет. Юрий Крупнов ездит по России, проводит семинары (ему никто не мешает), активно общается с самым разным начальством в Москве… И чего?

При случае я созвонился с Крупновым и задал ему несколько вопросов.

— Юрий Васильевич, ваши проекты это, наверно, самые замечательные из всего, что я читал на тему “Как нам обустроить Россию”. Но хоть один из них, самый маленький, удалось реализовать? Или всё тормозится и замыливается?

— Нет, практически всё реализуется, только, к сожалению, с лагом опоздания в десять-пятнадцать лет. Ну, вот простой момент. Мы ещё в 1997 году подготовили доклад об устройстве приёмных детей в семьи и вообще о проблематике приёмной семьи. В этом докладе была выдвинута идея о том, что основной категорией российской семьи должна быть трёхдетная семья. И вот в 2012 году в послании Федеральному собранию это было через 15 лет сформулировано.

Или вот мы дрались за космодром на Дальнем Востоке, за создание там российского космического кластера. И сейчас уже строятся город Циолковский и космодром “Восточный”. Или, соответственно, мы более десяти лет продвигали новую восточную политику – по смещению всей нашей российской политики на Дальний Восток – и вот в декабре прошлого года, через 12 лет, Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному собранию сказал, что Дальний Восток это приоритет России на весь двадцать первый век. Мы продвигали создание министерства по развитию Дальнего Востока, необходимость того, чтобы полпред стал вице-премьером – и за семь лет это в принципе достигнуто.

В общем, всё реализуется. Просто крайне медленно и не системно, не в связке, не в увязке. Потому что мы продвигаем именно идею проектного фронта, проектной волны, которая в перспективе может создать совсем другую экономику для России.

— Сейчас вы активно продвигаете идею строительства посёлков для многодетных семей – на тех землях, которые им выделяются или должны выделяться государством. Если судить по прецедентам, которые вы сейчас привели, реализация этих планов вряд ли произойдёт раньше, чем через 10-15 лет.

— Нет, мы сдвинули ситуацию. У нас в Волгодонске Ростовской области уже начато межевание первого флагманского городка демографического будущего. Мы здесь считаем безумием ждать десять лет… При этом вопрос ведь не мы поставили, хотя мы и раньше об этом говорили – но сформулирована задача указом президента Российской Федерации. Там сказано: всем многодетным выделить землю. Другое дело, что выделяются участки из рук вон плохо и без инфраструктуры. А сказано – с инфраструктурой. Поэтому мы предлагаем механизм – как строить дешёвые города.

— Я правильно понимаю, что пока не существует эффективной, “мускулистой” структуры, системы, которая помогала бы реализовывать вот такие замечательные идеи? Надо, чтобы кто-то ходил по начальству, писал наверх разные бумаги, настырно протаскивал проект через инстанции…

— Конечно. В этом и проблема. Поэтому мы, когда говорим, что нам необходимо “проектное государство”, то подразумеваем другой тип государства, способный работать с проектами. А проект начинается часто с очень общей идеи. С маленькой инициативы, с письма какого-нибудь, казалось бы, простого в расхожем смысле человека, но который это пережил, видел. А потом идею, конечно же, надо дорабатывать. Вы совершенно правильно говорите, что это должна быть сис-те-ма. Система инициирования, принятия, доработки проектов. Это и будет проектное государство, в отличие от нынешнего, не проектного…

Как думаете, будет?

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.