У нашей экономики статус «зависимой», а зависима – значит, уязвима

Все есть в Казахстане - и нефть, и руды. По объему экспорта – 40-е место в мире. Но использовать с толком такое богатство, пока не очень получается. Богатство падает в цене и правительство пытается что-то предпринимать. С переменным успехом. Из Нацбанка разное раздается, но некоторые категорические советы: не доверять безоговорочно прогнозам экспертов – нагнетателям девальвационных ожиданий и не вдаваться сильно в подробности событий на валютном рынке, конечно, не могут не вызывать вопросов. Как и совпадение дат казахстанской девальвации с заявлением Путина об окончании роста цен на энергоносители

Вчера эксперты Barclays plc понизили прогноз цен на нефть во второй раз с начала октября, сообщает агентство Bloomberg. Ухудшение прогноза связано с ожиданием, что страны ОПЕК не сократят добычу нефти настолько, чтобы цены подросли. Прогноз средней стоимости Brent на 2015 год понижен до $93, для WTI — до $85 за баррель.

Что будет с курсом тенге

Снижение цены на нефть выявилось к 10 февраля?

Казахстанская экономика зависит от цен на нефть — это известно всем. Значение доллара США тоже трудно переоценить. В прогнозе бюджета на любой квартал или год оба этих показателя есть, причем в качестве базовых. Сегодня, когда тренд на снижение цены на нефть устоялся, возникает острый вопрос, куда и как может развиваться этот процесс. И — что будет с курсом тенге?

Чтобы ответить на него, вспомним, что Казахстан — страна, экспортирующая сырьевые ресурсы: нефть и металлы. По объему экспорта страна занимает достойное 40 место среди мировых экспортеров. Нефть в общем объеме экспорта составляет процентов 80. Последние 10-15 лет, примерно, до весны этого года, сохранялась вполне устойчивая тенденция — цена нефти в тенге росла. Как Казахстан использовал пролившийся поток нефтедолларов? — Наша экономика осталась зависимой от цен на нефть, уровня ставок по внешним займам. Она не стала более конкурентоспособной – выросшие зарплаты делают ее непривлекательной для многих инвестиционных проектов. Несырьевой экспорт почти не растет. Позиции тенге не могут укрепляться.

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития России Юрий Крупнов написал в своем блоге: «12 февраля в ходе совещания с членами правительства президент России Владимир Путин сделал сенсационное заявление, оставшееся незамеченным: «… Мы все считаем, что прежние источники роста если не полностью подошли к концу, то работают уже, мягко говоря, не так эффективно, как раньше. Потому что всегда мы ожидали роста и роста, повышения и повышения цен на энергоносители».

Мне показалось интересным совпадение дат, хотя временная близость нашей девальвации и вывода г-на Путина могла быть и случайной.

Экспортеры свой интерес пролоббируют

Явно или неявно, как государственную политику или «случайность», но экспортоориентированные экономики стремятся поддерживать конкурентноспособность своих экспортных отраслей. Экспортеры – хозяева положения, они знают о зависимости доходов государственного бюджета от налогов, уплачиваемых их компаниями, и чувствуют себя уверенно в парламенте и правительстве. Их лобби — всесильно.

Как работает поддержка экспортеров? – Основной вариант примерно такой. Если инфляция за год вырастает, скажем, на 7%, то, при прочих равных, расходы компании, работающей внутри Казахстана, вырастают примерно на эту же величину. Чтобы компания не ухудшила свои показатели и заплатила такие же, как в прошлом году, а, желательно — более высокие налоги в бюджет, цена на экспортируемую нефть, выраженная в тенге, должна вырасти, как минимум на те же 7%. Если при этом цена на нефть в долларах также выросла, то тенге «можно позволить» укрепиться на сопоставимую величину, если же цена на нефть не выросла, то тенге «должен» ослабеть.

Динамика реального эффективного курса тенге это правило подтверждает. «Премия», выданная экспортерам в форме 19%-ой одномоментной девальвации тенге в феврале пока не «съедена». Но цена на нефть не растет. За три последних месяца цена барреля марки Brent уже потеряла около четверти. Такое падение бюджет любой страны не сможет сбросить со счетов. Поэтому тенге если и будет «плавать свободно» — в основном, укрепляться, как сейчас, то недолго. Его удешевление остается единственной возможностью поддерживать экспортеров и стабильность доходов в бюджет.

Однако немонетарные факторы, серьезно влияющие на казахстанскую инфляцию и препятствующие ее снижению, а также высокая социальная цена девальвации тенге при «плавающем» курсе заставляют сомневаться в действии этого правила в будущем. К тому же, курс тенге прогнозировать сложнее, чем, например, российский рубль. Тенге регулируется беспощадно.

Напомним, недавно глава Нацбанка Кайрат Келимбетов опроверг все слухи о возможном ослаблении тенге: «Запаса прочности прошлой девальвации хватит, чтобы удержать курс тенге в заявленном ранее коридоре 170-188 тенге за доллар», — прокомментировал он.

Время, на которое этого запаса хватит: на две недели, два месяца, два года — не указал… Но при этом он тоже считает, что движение цен на нефть сложно прогнозировать, поскольку оно связано с геополитическими факторами. Зачем же зарекаться?

Обмен не без обмана

В поисках долларов подешевле сын обошел вчера несколько пунктов обмена валюты в районе улиц Сатпаева – Байтурсынова — Шевченко – Сейфуллина. Говорит: «В обменнике, где доллар продавали за 181,3 тенге – очередь, три человека. Продают только новые, не бывшие в обороте купюры по $100. В других, где доллар дороже, очередей нет. Цены в некоторых обменниках на 20-30 тыин не совпадают с ценой на сайте valuta.kz».

Сейчас только Нацбанк, продавая лицензию, контролирует банковские и небанковские обменники. Цену доллара в обменниках сотрудник Нацбанка контролирует, не вставая с кресла, на сайтах valuta.kz, kurs.kz. Указывая на сайте одну цену, а в обменнике – другую, владельцы обменных пунктов обеспечивают себе небольшой резерв неучтенной прибыли. Вот в сентябре, по данным Нацбанка, обменники продали гражданам 8897 млн рублей, $1432, €155, ¥18 и £9 млн. И если они взяли дополнительно за половину только долларов по 20 тыин, то заработали $143 млн. А ведь эта простая схема, наверно, с 12 февраля и работает. Разница между курсом покупки и продажи валюты двух тенге, как и положено, не превышает.

Руководители финансовых компаний в комментариях насчет девальвации обычно приводят какие-то обоснования, расчеты. Не то, чтобы я сильно заботилась о разных начальниках, но некоторые, что, не чувствуют, что с бодростью и советами важно не переборщить? Они надеются, что память среднего казахстанского вкладчика: ЕНПФ или банка, не вмещает ничего сверх выпуска «позитивных» новостей. Это я понимаю. Но и при самой короткой памяти средний казахстанец очень болезненно воспримет крушение мифа, что «в этот раз девальвации не будет» — если конечно, это коснется его лично.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.