Бензиновый голод «мешает» экспорту сырой нефти

Экспертное обсуждение «Дефицит автомобильного топлива: жажда у колодца» (организован аналитической группой «Кипр» при содействии Института общественной политики партии «Нур Отан»)

Нефтяная промышленность Казахстана остается в тисках между прибыльностью и эффективностью. Экспорт сырой нефти обеспечивает высокую маржу продавцам, но автовладельцы требуют решать проблему дефицита бензина на внутреннем рынке. Правительство принимает постановления о поставках нефти на местные НПЗ, чем косвенно подтверждает: поставки «черного золота» на внутренний рынок невыгодны. Об этом и многом другом говорилось в ходе экспертного обсуждения «Дефицит автомобильного топлива: жажда у колодца».

дефицит бензина

«Я сам видел в районах, как в течение длительного времени невозможно найти никакого вида топлива», – сообщил Ерлан Смайлов, модератор заседания.

Леонид Гуревич, социолог, президент ТОО «BISAM Central Asia», ознакомил участников экспертного обсуждения с недавним социологическим исследованием. Порядка 400 респондентов из разных регионов опросили в связи с повышением стоимости ГСМ. Оказалось, что 56% сократили потребление топлива в неделю (то есть физически стали меньше ездить на автомобилях). Из-за повышения расходов на бензин 68% опрошенных уменьшили свои траты по другим статьям. Для 80% респондентов существует предельный порог стоимости топлива, однако из-за большого разброса цен между автолюбителями трудно вывести усредненный показатель.

Нурбек Амангелдыулы, главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики, заявил о том, что в 2017 году произойдет полное обеспечение Казахстана собственными нефтепродуктами. Ну а пока 30-40% спроса покрывается за счет поставок из России и других государств. Также г-н Амангелдыулы большие надежды возлагает на рост числа машин, работающих на газе, увеличение автомобилей с гибридными двигателями. Он сторонник отмены налога на транспортные средства и использование акциза на бензин: кто ездит – тот и платит (неэксплуатируемая машина издержек не несет).

Если Нурбек Амангелдыулы в своем докладе выступал за экономию и сокращение потребления бензина, то Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики комитета науки МОН, предлагал варианты увеличения производства ГСМ (а также синтетических тканей и прочих материалов на основе нефти). Пока же доля собственно Казахстана в добываемой на его территории нефти 28%, но все равно 88% всего извлекаемого объема «черного золота» продается за границу в сыром виде.

дефицит бензина

Г-н Егоров указывает на перспективность строительства интегрированного нефтехимического комплекса в поселке Карабатан (в Китае и Германии такие объекты возводят за 2-3 года). При трех нынешних НПЗ надо построить еще два и 120 млн тонн нефтедобычи в год хватит стране на все: бензин, масла, битум, ткани, пластмассы и экспорт сырой нефти для получения валюты. Попутно можно будет еще и ванадий извлекать из бузачинской нефти. Ну а что касается нынешней ситуации дефицита на топливном рынке, то специалист характеризует ее так: «Работают сдерживающие силы, ожидающие повышения цены на бензин».

Петр Своик, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии, обратил внимание на то, что у работника министерства все предложения форс-мажорные и экстренные, тогда как представитель науки исходит из системных вещей. Ну а что касается самой картинки здравых предложений, то она за 15 лет практически не поменялась, но и сделано ничего не было. «Надо менять модель», – резюмировал г-н Своик.

«То, что у нас происходит в нефтяной отрасли – позор, нонсенс», – заявил Айдар Алибаев, Союз потребителей финансовых услуг. «Мы сегодня не в состоянии построить микрорайон с социальным жильем, а вы говорите о сложном производстве, – указал он. – Надо устранять монополию в нефтяной сфере. Для этого нужно ликвидировать политический монополизм». В качестве примера для подражания г-н Алибаев привел Китай. За то время, пока в Казахстане стоимость проезда в автобусе поднялась с 20 до 80 тенге, в Поднебесной билет как стоил 1 юань – так и стоит.

Дана Мухаметова, главный эксперт Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК, коснулась неработающей формулы ценообразования на розничном рынке. Из-за этого когда цена на нефть падает – цена на бензин не снижается. А когда котировка «черного золота» растет – рост цены на бензин искусственно сдерживается.

Марат Каирленов, директор консалтинговой компании «Ulagat Business Group», несколько раз за время дискуссии старался обратить внимание на фактор мини-НПЗ (по принятой классификации такими считают предприятия, перерабатывающие менее 1 млн. тонн нефти в год). Сейчас их в республике порядка 30 и если обеспечить их сырьем, то проблема обеспечения рынка бензином будет решена за год-полтора. «Ключевым вопросом являются гарантированные поставки нефти на внутренний рынок. Много нефти – бум НПЗ», – заявил г-н Каирленов. «Будут льготы и преференции – малый бизнес не заставит себя ждать и быстро отреагирует», – поддержала предложение по мини-НПЗ Алма Турлыбаева, эксперт отдела сервисной поддержки бизнеса Палаты предпринимателей г. Алматы.

дефицит бензина

«Предсказуемость инвестиционного климата и государственного регулирования – этого хочет нефтяной бизнес», – отметил Азамат Диканбаев, заместитель генерального директора ТОО «Газпромнефть-Казахстан» (1 нефтебаза и 56 станций собственной эксплуатации) по экономике и финансам. С 2013-го года сложилась ситуация, когда по периметру Казахстана во всех странах бензин на 25-30% выше, чем в РК, и перед бизнесменами стоит вопрос могут ли они зарабатывать на рынке, то есть проблема экономической целесообразности.

Подводя итоги экспертного обсуждения Ерлан Смайлов посетовал, что в презентациях чиновников не прозвучали внятные оцифрованные ответы. Разве что стало известно об увеличении поставок нефти на местные НПЗ с 6 до 12 млн. тонн.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.