Даулет Аргандыков: Риддер первым в Казахстане примет внутренних переселенцев

В министерстве здравоохранения и социального развития РК подчеркивают, что никто не собирается принудительно трудоустраивать казахстанцев и перевозить их с юга в другие регионы. Переезд планируется только под конкретные потребности работодателей. Об этом в интервью КазТАГ рассказал вице-министр профильного ведомства

Астана. 3 ноября. КазТАГ – Оксана Скибан. В министерстве здравоохранения и социального развития РК подчеркивают, что никто не собирается принудительно трудоустраивать казахстанцев и перевозить их с юга в другие регионы. Переезд планируется только под конкретные потребности работодателей. Об этом в интервью КазТАГ рассказал вице-министр профильного ведомства Даулет Аргандыков.

Даулет Аргандыков

***

— Многие считают, что статданные по безработице, в частности, по снижению числа безработных в Казахстане, несколько приукрашены. Что вы можете сказать по этому поводу? Какова реальная ситуация в стране?

— Статданные соответствуют действительности. Используемая в определении численности безработных методика основана на методике Международной организации труда и соответствует международным стандартам. По итогам II квартала 2014 года в стране насчитывается 461 тыс. безработных, а уровень безработицы составил 5,1%.

Отмечу, что уровень безработицы в Казахстане снижается на протяжении многих лет. Для этого есть предпосылки, это — устойчивый экономический рост и последовательная политика активного содействия занятости. В настоящее время данный процент приблизился к показателю, характерному для наиболее развитых стран Европейского союза.

Вместе с тем, отметим, что особенностью нашего рынка труда является наличие высокой доли самозанятого населения: 30% занятого населения, или 2,6 млн человек, относится к данной категории лиц.

— Одна из тем, часто озвучиваемых ведомством, касается трудовой миграции внутри страны, с юга на север. А есть ли конкретные примеры переселения?

— Действительно, вопросы регулирования миграционных процессов требуют повышения эффективности проводимой политики. У нас есть определенные диспропорции в региональном развитии. Например, если это касается рынка труда, то в южных регионах ощущается избыток трудовых ресурсов. При существующих темпах демографического развития в северных регионах будет ожидаться дефицит рабочих рук.

Поэтому в рамках “Дорожной карты занятости-2020” предусмотрены механизмы, направленные на стимулирование мобильности трудовых ресурсов. Необходимо подчеркнуть, что переселение производится только под конкретные потребности работодателей, то есть под проекты, с возможностью обучения.

Уже подписан меморандум между Алматинской и Восточно-Казахстанской областями. Есть определенный дефицит трудовых ресурсов в городе Риддере. Для того чтобы принять внутренних переселенцев, там построили дома. И уже 5 ноября в регион выезжают сотрудники служб занятости южных регионов, которым будет презентован перечень необходимых специальностей и профессий. После этого планируется подбор специалистов с участием работодателей и последующее переселение в рамках дорожной карты занятости.

— По поводу привлечения иностранной рабочей силы вы говорили, что перечень, некогда определенный правительством, морально устарел. Есть ли новый перечень специалистов, которые нужны экономике Казахстана, и в каких отраслях ощущается дефицит кадров?

— Поясню, что речь идет о перечне для самостоятельного трудоустройства. Министерством разработан сегодня проект закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения” и предусматривает совершенствование законодательства по нескольким направлениям.

Для самостоятельного трудоустройства планируется создать более благоприятные, льготные условия иностранцам — по приоритетным специальностям и в приоритетных отраслях. Это своего рода конкурентная борьба за умы, за рабочие руки, в которых Казахстан остро нуждается.

Сейчас такого перечня нет, потому что требуется обсуждение этих вопросов с отраслевыми министерствами и бизнесом. Но мы предполагаем, что это будут научные кадры, IT-специалисты, работники каких-то узких специальностей.

Таким образом, нам необходимо принять меры по организации так называемого “пула” из требующихся профессионалов. Такой специалист может найти себе работу сам и заключить трудовой договор до трех лет. То есть, самостоятельное трудоустройство будет осуществляться вне квоты на привлечение иностранной рабочей силы и без получения приглашения от работодателя.

— Как в ведомстве намерены решить проблему диспропорции в оплате труда отечественных и иностранных работников? Знакома ли вам ситуация по стране в целом? Приведите, пожалуйста, факты по регионам.

— Этот вопрос у нас находится на контроле. За 9 месяцев 2014 года госинспекторами труда проверено более 3 тыс. организаций. В итоге было выявлено более 6 тыс. нарушений трудового законодательства. При этом факты диспропорции в оплате труда между отечественными и иностранными работниками выявлены в АО “СНПС Актобемунайгаз” в Актюбинской области и АФ АО “НГСК КазСтройСервис” в Атырауской области.

Между тем, разработаны изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс. В частности, в проекте нового адмкодекса предлагается для недопущения дискриминации в оплате труда штраф до 100 МРП. Кроме того, по законодательству в целом происходит усиление ответственности.

Также в новом законе РК “О профессиональных союзах” предусмотрены нормы, направленные на формирование системы оплаты труда в отраслевых соглашениях, что решает проблемы, поднятые работодателями, по внедрению единых стандартов оплаты труда в отрасли.

— В Казахстане по-прежнему существует проблема самозанятого населения. Располагает ли ведомство данными о числе таких людей? Кто они? Как министерство намерено урегулировать вопрос?

— Как уже назвал, самозанятых у нас 2,6 млн человек. При этом состав неоднородный. Весьма разные социально-экономические группы, диаметрально противоположные как по доходам, так и по уровню образования, интересам и роду деятельности. По итогам II квартала, согласно данным органов статистики, из указанного количества самозанятого населения 782 тыс. из них заняты непродуктивной деятельностью.

На решение данных проблем в первую очередь направлена “Дорожная карта занятости-2020”, которую мы реализуем с 2011 года. Есть определенные результаты, и мы постоянно совершенствуем механизмы программы, чтобы повысить эффективность принимаемых мер.

— Сколько людей было трудоустроено в рамках программы занятости на постоянную и временную работу за время ее существования? Каковы финансовые затраты на эти цели и из каких источников?

— С 1 июля 2011 года в рамках “Дорожной карты занятости” трудоустроены 357 тыс. человек. На постоянные рабочие места из них трудоустроены 246 тыс. человек и 111 тыс. — на временные. При этом из государственного бюджета за этот период в целом направлено Т292 млрд. В том числе в текущем году — Т94 млрд. За это время профессиональное обучение прошли около 103 тыс. человек, их них трудоустроены более 85 тыс., в том числе, около 80 тыс. — на постоянные рабочие места.

Как видите, после переобучения коэффициент трудоустройства где-то 80%. Это неплохой результат. Кроме того, в дорожной карте существуют требования к учебным заведениям, их отбор осуществляется при непосредственном участии работодателей. Причем, мы проверяем факт трудоустройства по наличию пенсионных отчислений. К учебным заведениям предъявляются требования по трудоустройству не менее 60% выпускников в течение 6 месяцев после окончания учебного заведения. Если учебное заведение не выполняет этих условий, то оно не может обучать в рамках дорожной карты.

— Какие же профессии могут получить кандидаты, желающие поменять специальность?

— Специальности разные: сфера услуг, рабочие профессии, то есть то, что востребовано на рынке труда. Профобучение проводится в трех направлениях. Это профессиональная подготовка, на которую в среднем затрачивается год. Переподготовка со сроком переобучения в 6 месяцев и повышение квалификации до 3 месяцев.

Но надо учитывать один момент. То, что идет по линии госзаказа от министерства образования, — специальности, требующие более длительного срока обучения, — это одно. А органы занятости сконцентрированы на решении текущих проблем, чтобы оперативно решить ситуацию на рынке труда, повысить квалификацию работников. Такая работа проводится.

Также помогаем молодежи в трудоустройстве. Например, молодого человека направляют на предприятие или в организацию на полгода, и его работа оплачивается за счет субсидирования от государства. Работодателю хорошо, он получает свою выгоду, и молодому специалисту удобно, — он обретает необходимый опыт работы и в последующем может трудоустроиться по полученной специальности.

— Что вы можете посоветовать молодым людям от 16 до 25 лет в плане трудоустройства, а также тем, кто находится в предпенсионном возрасте?

— В первую очередь, со школьной скамьи надо думать о будущей профессии и готовиться к ней. Ставить перед собой задачи, цели. При этом они должны быть реальны. По данным опроса, проведенного одним из научно-исследовательских институтов, среди выпускников средней школы и ТиПО в выборе будущей профессии определились две трети.

Наиболее популярной среди школьников оказалась профессия работника здравоохранения. Медицину выбрал каждый пятый выпускник школы. На втором месте профессии, связанные с финансовой деятельностью: экономист, банкир, специалист бухгалтерского учета и аудита. На третьем месте юридические профессии: юрист, судья, международный правовед, нотариус, адвокат.

Вызывает обеспокоенность, что почти каждый третий ученик 11 класса не определился с выбором будущей профессии, что свидетельствует о слабой профориентационной работе и недостаточной информированности. В целом 63% молодежи имеют лишь общее представление о ситуации на рынке труда и не владеют ситуацией. Только каждый пятый выпускник знает реальные потребности рынка труда и каналы поиска работы.

К сожалению, это отражение нашей действительности. В настоящее время по полученной специальности работают менее половины — 43,6% — выпускников. У каждого пятого работа связана с полученной профессией лишь частично. Доля работающих в других, не связанных с профилем специальности сферах, составляет около 30%.

Хотелось бы обратить внимание на то, что наибольшая потребность в специалистах отмечается сегодня в торговле, образовании, транспорте и складировании, обрабатывающей промышленности, строительстве, здравоохранении и оказании социальных услуг, а также в обороне и государственном управлении, включая управление социально-трудовой сферой. По предварительным оценкам, до 2018 года в Казахстане наиболее дефицитными специальностями станут рабочие профессии, специальности технического и профессионального образования.

С проблемой занятости лиц предпенсионного возраста и старше сталкивается весь мир. Чтобы повысить жизненный уровень граждан этой возрастной категории, помочь им сделать достаточные пенсионные накопления и снизить общий уровень безработицы, ведомство предлагает ряд мер.

С учетом международного опыта и рекомендаций Международной организации труда (МОТ) по содействию занятости лиц старше 50 лет министерством разработан комплексный план содействия занятости лиц старше 50 лет. Государство готово в настоящее время субсидировать те рабочие места, на которые направляется данная группа. В рамках дорожной карты занятости субсидии составляют 35%, а остальную часть выплачивает работодатель.

— В начале осени поднималась тема о введении четырехдневной рабочей недели. Казахстан является членом МОТ, получили ли мы данное предложение? Как вы отреагировали на него и какова в этом вопросе позиция министерства?

— Официально никакого предложения не поступало. В масс-медиа была информация. Насколько мне известно, это обсуждалось на площадке, которая служит диалоговой для экспертов. Один из них предложил и привел 5 причин, по которым необходимо вводить четырехдневную рабочую неделю. Не думаю, что это целесообразно. Для этого необходимо провести определенные исследования — какой эффект от этого будет, полезно это или нет.

Потом, сегодня стоят задачи по повышению производительности труда. В Казахстане трудовым кодексом установлена норма, согласно которой граждане могут работать не более 40 часов в неделю. Вместе с тем, в трудовых, коллективных договорах может предусматриваться меньшая или большая продолжительность рабочего времени. При этом должно учитываться состояние здоровья работников, возраст и вид работы.

— Не последнее место в стране занимает проблема, связанная с производственным травматизмом. Статистика приводит данные, цифры то растут, то снижаются, но как факт — такие случаи есть. Что предпринимается ведомством, чтобы снизить рост числа происшествий на производстве? Являются ли штрафы действенной мерой?

— В охране труда и обеспечении безопасных условий производственной деятельности у нас есть определенные проблемы, по данным органов статистики. Более 300 тыс. работников, в том числе и женщины, работают в опасных и вредных для здоровья условиях производства. Высоким, по международным меркам, остается производственный травматизм и уровень профессиональных заболеваний.

В последние 3 года на производстве ежегодно допускается около 2 тыс. несчастных случаев, из которых около 10-15% заканчиваются смертельным исходом. Что касается штрафов, то штрафы за нарушение правил безопасности и охраны труда в среднем варьируются в пределах от 40 до 150 МРП.

Причины травматизма в различных отраслях имеют свои особенности, но общими для всех являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушения трудовой и производственной дисциплины, недостаточное обучение безопасным приемам работ, нарушения требований техники безопасности.

По данным инспекции труда местных исполнительных органов, в Казахстане 1426 предприятий внедрили международные и национальные стандарты по безопасности и охране труда. С 2005 года на предприятиях началось внедрение международных стандартов системы управления охраной труда и промышленной безопасности OHSAS 18001.

К настоящему времени они внедрены на 716 предприятиях. В результате уровень производственного травматизма со смертельным исходом снизился на 36%. Думаю, что предусмотренные в ходе совершенствования законодательства нормы и требования повышают ответственность руководителей и должностных лиц предприятий.

— Какова величина минимального и максимального штрафов за несоблюдение правил безопасности труда? Сколько государство платит в год инвалиду, получившему травму на производстве?

— Минимальный административный штраф за нарушение трудового законодательства РК, в том числе по безопасности и охране труда, составляет от 5 до 25 МРП. Максимальный штраф за нарушение правил обеспечения безопасности и охраны труда – от 40 до 150 МРП. В свою очередь, что касается выплаты, то сегодня предусмотрена система страхования. В случае травмы на производстве эта обязанность ложится на плечи работодателей и страховые компании.

— Существует ли мотивация у работодателя в отношении трудоустройства инвалидов? Сколько сегодня инвалидов трудоустроено по программе “Дорожная карта занятости-2020”?

— Местные исполнительные органы устанавливают для организаций квоты рабочих мест для инвалидов в размере 3% от общей численности рабочих мест. Конечно, имеются вопросы по квоте, нарекания, что она работает неэффективно, но, тем не менее, результаты есть. В прошлом году в рамках квоты трудоустроены 2,8 тыс. инвалидов, или 62,2% от общего числа обратившихся в органы занятости, за 8 месяцев текущего года — 5,2 тыс. инвалидов, или 62,1% от плана (8,4 тыс. человек).

Как показала практика, многие работодатели стараются избегать приема на работу инвалидов, так как оборудование рабочих мест для них, создание доступа к производственным зданиям, помещениям, сооружениям требует значительных дополнительных финансовых расходов. В связи с этим разработан и внесен в правительство проект закона РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам занятости и миграции”. Им предусмотрено увеличение квоты до 4%, а также стимулирование работодателей, создающих специальные рабочие места для инвалидов.

В этом году из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в центры экономического роста добровольно переехали 24 инвалида, из них 13 человек трудоспособного возраста. 11 из них трудоустроены на новом месте жительства. На инфраструктурных проектах занято около 350 лиц с ограниченными возможностями.

— Власть предлагает что-то для помощи в открытии собственного бизнеса людям с ограниченными возможностями?

— Такая возможность для данной категории людей включена в дорожную карту занятости. Из помощи назову основные виды поддержки — это бесплатное обучение основам предпринимательства с предоставлением материальной помощи на проезд и проживание; содействие в разработке бизнес-планов; предоставление микрокредитов до Т3 млн сроком на 5 лет.

Также предоставление сервисных услуг по сопровождению проекта – это маркетинговые, юридические, бухгалтерские и другие виды услуг на срок до года. И последнее — развитие и сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры и приобретение оборудования для проектов, реализуемых участниками программы, в том числе для развития отгонного животноводства

С начала года 366 лиц с особыми потребностями прошли бесплатное обучение основам предпринимательства. Более 300 инвалидов получили микрокредиты, из них 70% открыли собственное дело. При этом ими дополнительно создано 7 новых рабочих мест. Лучше всего данная работа поставлена в Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской, Акмолинской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областях.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.