Послание нам всем в помощь!

Неделя ознаменовалась неожиданным очередным посланием Назарбаева народу Казахстана. СМИ наперебой публиковали информацию, комментарии, анализы. Сразу появились опросы, в которых народ всецело поддерживает послание президента и считает его своевременным. Не остались в стороне само собой казахские издания, и слово елбасы по количеству упоминания в них зашкаливало больше обычного

Имамы собрались, чтобы выразить поддержку «Нур Жолы», — сообщает информационное агентство Bnews.kz

“Мероприятие прошло в Центральной мечети Шымкента, в нем приняли участие имамы городского и районных мечетей. Сначала Послание разъяснил представитель ДУМК по ЮКО Ахметжан кажы Керимбек. Он отметил, что «единство народа это главное для всех. А религиозные представители всегда служили во имя солидарности и единства народа и страны. В своем послании елбасы сказал: «Мы достигли успехов благодаря тому, что научились ценить нашу стабильность. Никого не принижая, не притесняя другие языки и веру, мы укрепляем нашу стабильность. Главное достояние, которое мы оставим будущему поколению должно стать наше единство. И эту ценность нужно прививать каждому представителю молодого поколению», — процитировал президента Ахметжан кажы и добавил. — Послание главы государства нашло поддержку среди имамов», — говорится в небольшой заметке.

казахстанская пресса

На информационном портале SkifNews.kz неожиданно занялись поиском главного идеолога страны. Чтобы найти его, на ресурсе провели целый опрос.

«Народ еще не забыл Аслана Мусина, нынешнего посла Казахстана в Хорватии. По некоторым сведениям, когда он занимал ключевые должности кадровые перестановки в стране при его непосредственном влиянии, а политологи называли его «серый кардинал. Возникает вопрос: кто же занял место Мусина в стране? На этот вопрос не могут ответить сейчас ни политологи, ни журналисты. Сейчас в стране среди политических фигур нет никого, кого можно было бы назвать явным лидером политического бомонда, все примерно равны по своему уровню. То есть царит относительный баланс среди политической элиты», — рассуждает расклад автор статьи.

Тем не менее в материале звучат и другие имена.

«Но есть несколько человек, которые с тех пор, как ушел Мусин метят на вакантное место “главного идеолога” . Один из них – нынешний руководитель аппарата президента РК Нурлан Нигматуллин. Эксперты называют его одной из «весомых» фигур в сегодняшней власти, но на самом деле далеко еще неясно, сколько конкретного «веса» он имеет. В сущности, Нигматуллин народу запомнился лишь своим «бәке и жәке». Но 112 респондентов их 400, то есть 32,9%, считают Нурлана Нигматуллина вторым человеком во власти – после елбасы».

Далее в статье упоминаются люди и вовсе малознакомые широкой общественности.

«Нельзя не упомянуть и Баглана Майлыбаева. Он – заместитель Нигматулина по вопросам идеологии и внутренней политики. В нашем списке третье место досталось руководителю Службы центральных коммуникации при президенте РК Ержану Бабакумарову. Среди читателей, участвовавших в опросе, были и те, кто отдал голос в пользу нового акима Астаны Адильбека Джаксыбекова, а также совершившего «огромный прыжок» министра культуры и информации Арыстанбека Мұхамедиұлы».

К освещению «исторического» политсовета «Нур Отана» на котором внезапно было сделано послание президента народу Казахстана, газета «Қазақ үні» подошла с другого края. «На политсовете единственный сделавший доклад на казахском языке Бердибек Сапарбаев назначен вице-премьером», — пишет газета ссылаясь на «31»-й канал. Далее приводится информация, о назначении Даниала Ахметова на преемником Сапарбева на посту акима ВКО, которая уже общеизвестна.

Между тем, в Мангыстауской области генплан Жанаозена вызвал конфликт между местной властью и предпринимателями. Последним пришлось апеллировать к елбасы, — пишет актауская газета «Не хабар?!»  

Как сообщает автор статьи, местные чиновники прикрываясь госнуждами, лишают земельных участков и бизнеса предпринимателей.

«Акимат города Жанаозена прикрываясь госнуждами хочет вернуть земли и скрыть допущенные ранее ошибки, с такой жалобой обратилась к журналистам Жанира Баймагамбетова, юрист местного филиала Национальной палаты предпринимателей. Ее слова подтверждает бизнесмен Дарикул Нурсултанов: «В акимат невозможно попасть, там нет порядка приема граждан. Как-то встретил случайно на улице заместителя акима, и изложил ему свою проблему. А он мне, сказал, что даст землю только в аренду на 10 лет, как-будто это его личная собственность. В 2009 году написал на блог президента и только так смог отвоевать участок»», — пишет издание приводя слова предпринимателей.

Но, есть вопросы глобальнее, чем личный бизнес и послание елбасы, об этом напоминает портал abai.kz в материале «Үйсін ру аты емес, мемлекет аты» (Уйсун это не название рода, а государства).

С того дня, как президент Нурсултан Назарбаев произнес сакральное, что казахскому ханству 550-лет и эта дата будет отмечаться в следующем году, начали появляться различные версии относительно возникновения государства на территории сегодняшнего Казахстана. Вот еще одна.

«Не будем торопиться с возрастом государства. Ведь уйсун это не название рода, а название государства. Об этом в нашей истории достаточно сведений. Поэтому летопись казахского государства нужно начинать с эпохи Уйсунского государства. Тогда мы только выиграем с исторической точки зрения, и с точки зрения возраста государства. Но можно начинать считать и со времен саков. Но это общая для тюрков история. А государство Уйсун, можно точно назвать государством нашего народа. Поэтому уйсунское государство крепкая основа для нас. Про это достаточно исторических сведений», — убежден автор материала Құл-Керім Елемес.

Он также рассказывает, что доселе никому не нужное государство, хотели присвоить себе кыргызы.

«Несколько лет назад кыргызы заявляли о своем праве на Уйсунское государство. Тогда наши историки отстояли его, доказав, что оно принадлежит нам. Завтра найдутся еще желающие присвоить его себе. Можно лишиться кумыса, но нельзя лишаться государства», — пафосно резюмирует автор.

Тем временем сайт Шын.кз спускает нас на землю, в очередной раз подняв проблему репатриантов в Казахстане — в статье «Оралман қазақ еліне масыл ма?!» (Оралманы стали обузой для государства?).

«Многие любят говорить, что «во всем они сами виноваты, они ленивые, лежебоки и так далее». Однако, пришло время по-другому взглянуть на это», — пишет автор Ерлан Саиров и напоминает.- "Первые оралманы приехали к нам из Монголии по рабочей квоте. Сначала вроде все радовались, им была оказана материальная поддержка, мы подумали, что этого достаточно. Но нам не хватило душевности. С приездом соотечественников появился антагонизм на бытовом уровне. Пошли разговоры, что они не такие, как мы, что делают все не так. Кто разводил эти разговоры? Мы, местные казахи. Давайте спокойно проанализируем, почему так произошло», — призывает автор.

казахстанская пресса

Далее он излагает свое видение проблемы.

«Да, они не такие, как мы. Мы пропитались культурными и социальными ценностями колонизаторов, потому что были под влиянием царской России и 70 лет под влиянием Советского Союза. Городские казахи, аульные казахи, все стремились быть русскими, воспитывались в духе «основа знаний – русский язык». В этих рядах был и я, и в ауле, где не было русских, в 7-летнем возрасте заговорил на русском. Для тех, кто знал русский стало естественным , смотреть на других свысока. Мы шли в пропасть и нас не волновала наша духовность, и чем глубже была пропасть — тем выше нам казалась наша высота.

Мы стали шовинистами по отношению к своим же соотечественникам, называя их «монголами», «китайцами», «турками», «афганцами»», — сокрушается автор.

После пространных рассуждений он переходит на более-менее конкретные вещи.

«Сегодня в страну из зарубежья приехало около 1 миллиона человек. Какой они внесли вклад в экономику страны? Соотечественники из Китая, перед отъездом выходят на пенсию. Ее размер в 2-3 раза больше, чем у нас. Пенсию чужой страны они тратят в Казахстане. Приезжают сюда и на свои деньги покупают землю, дома, открывают небольшие кафе-магазины. Получается, они являются двигателями малого бизнеса, о котором неустанно говорят наши власти. Если в среднем одна семья оралманов в год приносит 20 000 долларов дохода (в некоторых случаях эта сумма в два раза больше), в год Казахстан получает от них 2 млрд. долларов. Это человеческие инвестиции, финансы, которые остаются у нас».

Автор также отмечает отличительные черты наших соотечественников.

«Они, как местные казахи не стремятся к власти, не идут в политику, молча выполняют свою работу. Очень удобный человеческий продукт для сегодняшней власти. Моя бабушка тоже приехала из Китая, я всегда удивляюсь ее трудолюбию. Сено возила, поливала картошку, готовила еду и никогда не сидела сложа руки.

Соотечественники, приехавшие из зарубежья не боятся черной работы, потому что с рождения знакомы с ней. И это неправда, когда говорят, что они ленивы. Вообще, в любой казахской семье можно найти корни оралманов. Например, я тоже оралман! Мой дед приехал из Китая. Тогда давайте избавимся от нас всех, посмотрим, тогда как вы будете процветать», — с обидой завершает автор свою мысль.

И на десерт. Байга стала развлечением для богатых, пишет газета «Жас Алаш» в материале «Бәйге байлардың ермегiне айналды».

"Раньше конь был священным для казаха. И хотя животное было чьей-то собственностью, его не продавали чужаку, оно было достоянием не только рода, но и всего народа, защищающее честь на скачках. У каждого, кто садился на коня был дух, и свой девиз. Вся жизнь казаха была связана с конем. Сейчас казахи, считают его не более чем средством передвижения или обычным мясом. А, байга стала лишь развлечением для богатых. Сегодня в наше рыночное время некоторые состоятельные предприниматели ставят на призы в байге иномарки, сделав это традицией», — сетует автор.

Как говорится, чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало, в нашем случае, не просило денег у государства. Такой была уходящая неделя в очередном обзоре казахских СМИ глазами вашего корреспондента. Интересных нам тем и положительных провокаций.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.