Издание Silk Road Reporters опубликовало статью Джеймса Кимера под названием “Kazakhstan's Shotgun Marriage to Russia” — “Вынужденный брак Казахстана с Россией”.
В ней говорится так: “Готовность Казахстана пойти рука об руку с Владимиром Путиным к экономической рецессии представляет собой иллюстрацию ограниченности его возможностей. При наличии плачевной отчетности по правам человека и неопределенности относительно могущей случиться смены на посту лидера, руководство РК под началом президента Нурсултана Назарбаева находится под возрастающим давлением на пути к достижению баланса между Москвой и своими зарубежными партнерами”.
По мнению экономиста Мохаммеда Эль-Эриана, которое он изложил в своей колонке на Bloomberg View, России очень скоро придется изменить курс. Он пишет: “Что-то должно появиться в течение ближайших нескольких недель. Либо ситуация с обменом валюты может выйти еще больше из-под контроля, либо российские власти могут сильно отреагировать, введя ряд фискальных и монетарных мер, включая повышение процентных ставок и сокращение расходов. Оба варианта сопряжены с риском еще большего депрессирования экономической активности в краткосрочной перспективе”. Следует напомнить о том, что с начала нынешнего года рубль потерял до 40 процентов своей стоимости по отношению к доллару, а Центробанк РФ, пытаясь остановить падение рубля, и так уже поднял ключевую ставку на 1,5 процента и зафиксировал ее на уровне 9,5 процента. Одним словом, экономическая ситуация в России складывается весьма и весьма непростая.
“Между тем, — продолжает уже от своего имени Джеймс Кимер, — казахское правительство, похоже, готово затонуть вместе с кораблем, дав свое окончательное согласие на вхождение в возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз (ЕврАзЭС). То есть — в межгосударственную ассоциацию, которая вступит в силу в январе 2015 года, углубляя взаимозависимость и выведя эти две экономики к одной общей судьбе в некоторых отношениях”.
В то же время отношения между Москвой и Астаной определенно являются не столь уж гладкими и безоблачными, как они представляются. Джек Кимер в этой связи отмечает следующее: “Есть ряд признаков, указывающих на то, что Казахстан при его, казалось бы, теплых отношениях с Россией чувствует себя не так уж комфортно.
Во-первых, Россия и Казахстан по сделкам с Китаем действуют скорее как конкуренты, а не как партнеры. Казахи одерживают верх при наличии предложенного Китаем железнодорожного проекта “Новый Шелковый путь” стоимостью в $16,3 млрд.
Что же касается Москвы, санкции в Европе подтолкнули ее к заключению своей второй крупной газовой сделки с Китаем в течение года. Это может привести к тому, что Россия станет отправлять 68 миллиардов кубических метров газа на Восток вместо Запада (единственная загвоздка: понадобится двадцать лет на прокладку трубопроводов). А Казахстан уже ведет речь о том, как доставлять свою нефть и свой газ в Китай, обойдя необходимость прохождения через Россию.
Во-вторых, Казахстан по-тихому пытается сохранить кое-что из своей автономии в отношениях с Кремлем, несмотря на то, что он движется на всех парах к ЕврАзЭС. Германский министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер был недавно приглашен в Астану. Целью при этом было проведение дополнительных переговоров по вопросам расширенного соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, а также по восхождению в ВТО. Когда Россия заговорила о задержке кое-какого продовольственного импорта из Европы в Центральную Азию, казахские власти резко отреагировали. “О введении каких-либо ограничений на транзит импорта продовольствия в Казахстан из стран ЕС речи быть не может”, — заявила недавно заместитель министра национальной экономики Мадина Абылкасымова.
И, наконец, в-третьих, Казахстан живет в страхе перед Москвой после вторжения в Украину. Казахстан имеет 3,5 миллиона этнических русских, проживающих в пределах его границ, и обещание Владимира Путина “защитить” их всех предполагает потенциал для будущего конфликта. В конце августа Путин шокировал нацию, сказав, что там никогда не было бы суверенного государства без Назарбаева, намекая, возможно, на то, что когда 74-летний лидер окажется удаленным со сцены, то же самое произойдет с суверенитетом страны”.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.