Смотреть фильм “Заговор Оберона” производства студии “Казахфильм” стыдно и неловко. Хоть и не имеешь к его созданию ни малейшего отношения. Стыдно за всех и за всё. За невыносимо пошлый и банальный сценарий, за топорную игру актёров, за отсталую компьютерную графику, за амортизацию военной и прочей техники. За выброшенные на ветер казённые средства.
Средств особенно жалко — казна не бездонная, да и кризис на дворе. А уж как за кастинг стыдно… Где нашли и как согнали в одну кучу такое количество уродливых казахских мужчин? И где взяли таких кривоногих стриптизёрш? Рекрутировали из числа личных подружек?
Особенно неловко смотреть на “игру” актёра Гани Кулжанова. Собственно, игры никакой нет. Всё никак Кулжанов не выйдет из образа Джохи из “Перекрёстка”, никак не расстанется с имиджем героя влажных снов провинциальных кумушек. Сохраняя на лице одну-единственную эмоцию – трепещите, дамочки, я Джоха великолепный. Про него даже коллеги-актёры говорят – Гани сам от себя тащится.
Сюжет фильма поражает новизной и свежестью.
Свихнувшийся физик-ядерщик из НИИ ядерной физики, что находится по адресу г.Алматы, ул.Ибрагимова,1 открыл ранее неизвестное науке “нулевое вещество”, обладающее страшной поражающей мощью. Такая прокладка между веществом и антивеществом. Да, взял и открыл, что смешного то… Физик он или где?
И хочет в сговоре с одним ещё таким же негодяем продать вещество иорданскому воротиле, торговцу оружием. За двести миллионов долларов. Наши ядерщики, они такие, мелочиться не любят. Иорданец тоже парень не промах и требует показать разрушительную мощь “нулевого вещества”. Чтобы убедиться, не туфту ли ему толкают. Он же перекупщик, и уже загодя выставил вещество на некоем аукционе по своей цене – пятьсот миллионов долларов.
Ещё не заплатил нашим, а уже спекулирует…
Ну, а наши чего. Взяли и взорвали телебашню. В демонстрационных целях. Взрыв, трах-бабах, башня ломается в талии, и прямо со всего маху падает на Кок-тобе. Всеми семью тыщами тонн весу. Алматушка вздрогнула, пыль столбом, полиция с мигалками и сиренами – виу, виу, виу… Чип и Дейл спешат на помощь. Ребёнки плачут, всё кричит, никто никого не понимает, — ну, просто, оррёр, оррёр, оррёр…
Особенно хороши диалоги;
— При Сталине приговорённым к расстрелу лоб зелёнкой мазали…
— Зелёнкой то зачем?
— Чтоб микробов не было (гнусно смеётся)
Это так разговаривают физики, учёные с именем. Про назначение зелёнки спрашивает академик…
Сказать, что сценарий фильма, написанный бывшим министром обороны, а ныне мэром столицы Джаксыбековым — графомания чистейшей воды, нельзя. Слишком комплиментарно. Господин Джаксыбеков сценарии писать не умеет. Совсем.
Неведомы Адильбеку Рыскельдиновичу базовые принципы и основы драматургии, психологические аспекты создания персонажей и построения сюжета, законы зрительского восприятия. Кто видел снятый по его же сценарию фильм “Прыжок Афалины”, тот согласится.
Не знаю, какой он был министр обороны, не могу судить, но творческую фантазию, общую культуру, эрудицию и знание жизни господин Джаксыбеков симулирует виртуозно. Задаёшься даже вопросом — где вообще живёт г. Джаксыбеков? В каких эмпиреях витает, знает ли он, чует ли он страну и современное ему общество?
У нас что, в военном ведомстве, полный порядок, что министр может позволить себе удовольствие пописывать сценарии? Уже всех воров в погонах пересажали, справились с дедовщиной и отказались от расходов на гробы для трупов солдат срочников, “случайно” удавившихся и самозастрелившихся?
А то, что фильм “Заговор Оберона” снимался в ту прекрасную пору, когда “сценарист” Джаксыбеков был министром обороны, ясно даже самому распоследнему барану-зрителю. Нагнать столько техники и вежливых человеков в масках можно, только имея в руках мощный административный ресурс.
Как вообще происходит процесс передачи сценария, сочинённого государственным деятелем, в многострадальную студию “Казахфильм”? Вот об этом бы снять фильм. Хотя бы коротенький метр.
Приезжает ли государственный муж лично, с папочкой подмышкой? Разгоняют ли перед этим бухгалтерш по кабинетам, чтоб не шлялись по лоббям, вытряхивается ли от пыли коврик с крыльца, сервирует ли секретарша угощение на блестящем подносе, нарезая лимон дрожащими от волнения пальчиками? Встречает ли вельможу на пороге с распростёртыми объятиями и деланной улыбкой лично господин Аманшаев? Происходит ли в дверях заминка, возня и трение брюшком об брюшко?
— Не затрудняйтесь, пожалуйста, не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите.
— Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.
— Почему ж образованному?.. Пожалуйста, проходите.
— Ну, да уж извольте проходить вы.
— Да отчего ж?
— Ну, да уж оттого!
Или всё-таки скромность и такт, так свойственные наших чиновникам, не позволили господину Джаксыбекову ставить господина Аманшаева и компанию в неудобную позу, и он отправил сценарий по почте, в нарочито замызганном конверте под псевдонимом, например, Узюкбай Мыркымбаев, безработный из Жанатаса.
Интересно, сочиняет ли сценарии мэр Нью-Йорка Билл де Блазио? Или, может, госсекретарь Джим Керри и министр обороны Чак Хейгел со своими нетленками обивают пороги Голливуда? Мы, тут дескать, сюжетец придумали, нельзя ли кинишку снять?
Или они по странной американской традиции смиренно занимаются исполнением своих обязанностей, и не лезут туда, в чём ничегошеньки не смыслят?
А если глава Пентагона всё же забудется, и накропает дефектный сценарий, и надавит на слабых голливудских людишек, и те, плюясь и матерясь сквозь зубы, поставят дрянной фильм по нему?
Может ли Обама взять министра-сценаристу за пуговицу и ласково сказать – амиго, вам портфель не жмёт? Делом занялись бы, пока мы вам импичмент не сделали… У нас тут ревизионистская Россия на пороге НАТО стоит, а вы дурью маетесь.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.