Почему Россия и Китай, принявшиеся оспаривать монополию доллара в международной торговле, вместе покупают так много золота?!

Китайцы работают в тесном контакте с русскими, потому что они нуждаются в их сырье и в сотрудничестве для своей армии. Для Китая желательно, чтобы Россия была сильной, поэтому он посоветовал ей покупать золото. Золото будет частью новой валютной системы. Нет никаких сомнений по этому поводу

Разговоры о возможном отказе России и Китая от доллара восходят корнями к соответствующему решению, принятому четыре года назад официальными представителями этих стран. Китайская газета China Daily опубликовала тогда по этому случаю материал под названием “China, Russia quit dollar — China Daily” — “Китай, Россия покидают доллар — China Daily”.

В нем говорится так: “Китай и Россия решили отказаться от доллара США и прибегнуть к использованию своих собственных валют при двусторонней торговле”, — объявили во вторник вечером премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и его российский коллега Владимир Путин.

Отказ России и Китая от доллара

Китайские эксперты сказали, что этот шаг представляет собой отражение сделавшихся более тесными связей между Пекином и Москвой и имеет целью не оспаривание роли доллара, а защиту своих собственных экономик.

“В плане торговых взаиморасчетов мы решили использовать наши собственные валюты”, — сказал Путин на совместной с Вэнь Цзябао пресс-конференции в Санкт-Петербурге.

Эти две страны привыкли использовать другие валюты, в особенности доллар, при осуществлении двусторонней торговли. Однако после финансового кризиса высокопоставленные официальные лица с обеих сторон начали изучать другие возможности”.

С тех прошло четыре года. Но перейти от слов к делу до сих пор не получилось. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А оно, это самое дело, в данном случае упирается в вопрос выгоды как для одной, так и для второй стороны. По мнению россиян, для того, чтобы им в накладе не остаться, китайцы должны покупать у них в рублях товаров на сумму не меньшую, чем они сами приобретают у китайцев в юанях. То есть получается, что осуществление торговых взаиморасчетов России и Китая на основе их собственных валют только тогда может быть выгодным для обеих сторон, когда имеет место нетто-баланс, то есть такой двусторонний товарооборот, при котором экспорт равен в стоимостном выражении импорту. Но такой баланс труднодостижим. Соответственно, труднодостижимым оказывается практический переход на использование рублей и юаней в российско-китайской торговле.

В России за последнее время дважды отмечался повышенный интерес к такому начинанию. В первый раз это было при финансово-экономическом кризисе 2008-2010 годов. А во второй – при аналогичном пока еще продолжающемся кризисе 2014 года. В первом случае квинтэссенцией такого повышенного интереса стало объявленное 24 ноября 2010 года в Санкт-Петербурге тогдашним председателем правительства РФ В.Путиным и тогдашним же премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао решение об отказе от доллара США и переходе к использованию своих собственных валют при двусторонней торговле. А во втором – сделанное 10 ноября 2014 года на саммите АТЭС в Пекине тем же В.Путиным – правда, уже в качестве президента РФ – заявление о том, что Россия и Китай уже в “самое ближайшее время” планируют отказаться от доллара во взаимных расчетах и начать торговать за рубли и юани.

Казалось бы, мало что изменилось во временном промежутке между первым и вторым случаями – ибо на высшем уровне объявленное четыре года назад решение о переходе к использованию своих собственных валют при двусторонней торговле” оказывается подкрепленным лишь заявленными теперь планами “начать торговать за рубли и юани в самое ближайшее время”. Но надо признать, что дело все-таки не стоит на месте, хотя и не движется вперед так быстро, как хотелось бы, наверное, его инициаторам. В сентябре нынешнего года Центральный банк России и Народный банк Китая подписали соглашение о валютном свопе. Оно дает российскому и китайскому главным банкам возможность обмениваться своими собственными валютами, не прибегая к конвертации в доллар на международном рынке. Это, в свою очередь, открывает путь компаниям из РФ и КНР к оплате товаров и услуг в юанях и рублях, получаемых ими через центральные банки своих стран.

Одним словом, предпосылки для отказа от доллара в рамках российско-китайской торговли складываются. Однако вместе с тем имеется ряд серьезных факторов, препятствующих развертыванию торговли за рубли и юани. И на их преодоление потребуется еще немало времени и сил.

О перспективности “расчетов в национальных валютах” между “такими партнерами, как Китай и Россия”, сейчас говорят не только В.Путин и другие представляющие Россию политики, экономисты и наблюдатели. Ведутся об этом разговоры и в дальнем зарубежье. В частности – на Западе.

Издание Gold Seek‎ опубликовало статью известного экономического прогнозиста, основателя и президента аналитическо-стратегической группы Longwave Йэна Гордона под названием “If Something Cannot Go on Forever, It Will Stop” — “Если что-то не может продолжаться вечно, оно остановится”.

В ней говорится так: “Почему на этот раз война с золотом ведется с такой силой? Я думаю, что простой ответ на это заключается в том, что бумажный доллар оказывается под все возрастающим давлением с нескольких сторон, и при этом Россия и Китай возглавляют атаку. В таких условиях Соединенные Штаты должны продолжать дискредитировать золото в качестве жизнеспособной альтернативной валюты; Америка не может позволить доллару/нефтедоллару потерпеть провал. Каждый вызов высшему статусу нефтедоллара в качестве международной валюты sine qua non (абсолютной необходимой) был, вплоть до настоящего времени, встречен с силой; вспомните Саддама Хусейна, Каддафи, Асада и Иран. Теперь такой вызов исходит от двух тяжеловесных держав при поддержке ряда других стран. Они налаживают торговлю между собой на основе своих собственных валют, а не с использованием доллара США. Президент Путин сказал руководителям энергетических компаний России о том, что при любых будущих энергетических сделках они должны добиваться оплаты в рублях или юанях, а не в долларах США. Российский президент обвинил Соединенные Штаты в том, что “они живут не по средствам и перекладывают часть груза своих проблем на мировую экономику”. И в том, что они “паразитируют на мировой экономике, используя свою долларовую монополию”. Роль американского доллара в качестве валюты международных торговых расчетов стремительно уменьшается. Цена на золото — это мера относительной стоимости всех бумажных денег. Поскольку золото оценивается в долларах США, его стоимость во всех других валютах является такой, какой оказывается стоимость каждой из этих валют относительно доллара. Более важным, однако, представляется то, что доллар США для того, чтобы сохранить свое возвышенное положение в качестве кажущейся достойной валюты, регулирующей международную торговлю, должен быть убедительным как валюта, не имеющая себе равных. Золото – это валюта. Америка не может допустить того, чтобы золото рассматривалось как вышестоящая валюта по отношению к доллару США. Следовательно, любой вызов со стороны золота к доллару должен быть встречен с разрушительной силой”.

Издание Huffington Post опубликовало материал Алистера Крука под названием “Non-Dollar Trading Is Killing the Petrodollar —And the Foundation of U.S.-Saudi Policy in the Middle East” — “Недолларовая торговля убивает нефтедоллар – И основание американо-саудовской политики на Ближнем Востоке”.

В нем излагается следующее: “Поскольку экономические санкции все чаще становятся частью арсенала Запада, те не западные страны, которые являются объектом — или потенциальным объектом — таких санкций, разрабатывают контрудар – недолларовую торговлю. Это фактически сведет на нет влияние санкций.

Будь то в юанях или в рублях, недолларовая торговля, — которая позволяет странам обойти американские претензии на легальную юрисдикцию, — изменит перспективы, стоящие перед Ираном и Сирией, в частности в сфере углеводородных запасов, и окажет глубокое воздействие на Ирак, который расположен между этими двумя странами.

Президент Путин заявил, (в контексте уменьшения экономической уязвимости России) о том, что он рассматривает долларовую монополию в энергетической торговле как наносящую ущерб российской экономике. Поскольку углеводородные денежные поступления составляют самую существенную часть доходов России, желание Путина принять меры в этой сфере не представляется удивительным”.

Газета Washington Times опубликовала статью Алекса ВанНесса под названием “VANNESS: Russia, China preparing to eliminate our reserve currency status” — “ВАННЕСС: Россия и Китай готовятся ликвидировать наш статус резервной валюты”.

В ней говорится так: “В настоящее время доллар США имеет статус мировой резервной валюты. В силу этого большая часть глобальной торговли осуществляется в долларах США. Поскольку почти все используют доллар, такая ситуация формирует огромный спрос во всем мире и дает американскому правительству преимущество в международных заимствованиях.

Китай и Россия, огорченные неотъемлемыми преимуществами, которые Америка получает, имея мировую резервную валюту и являясь единственной сверхдержавой, стремились в течение многих лет уменьшить международный статус доллара и роль Америки в мире. В прошлом году китайское официальное информационное агентство Xinhua выступило за “деамериканизацию мира” путем создания новой международной резервной валюты взамен доллара.

За последние несколько лет обе эти страны добивались урезания статуса доллара. В прошлом году Китай подготовил специальное соглашение о валютном свопе с еврозоной, придвигая юань к статусу глобальной валюты.

Россия и Китай связаны соглашениями о валютном свопе, которые они заключили между собой с целью обхода доллара при осуществлении встречных платежей, и центральные банки обеих стран накапливают большие запасы золота”.

Еще одним фактором, характеризующим общность российской и китайской валютно-финансовой политики, представляется то, что и Россия, и Китай в недавнем прошлом покупали много золота и продолжают делать это и теперь. Их примеру, кстати, следует Казахстан. Но почему эти две “тяжеловесные” державы, принявшиеся оспаривать долларовую монополию в международной торговле, стали уделять особое внимание накапливанию золота?

Издание Or-argent.eu опубликовало материал под названием “Pourquoi la Russie et la Chine achètent de concert de l'or” — “Почему Россия и Китай вместе покупают золото?”. Он представляет собой выступление известного валютного менеджера Стивена Лееба по теме российско-китайских отношений. Этот эксперт дает такой ответ на вышеуказанный вопрос: “На фоне такой ситуации русские продолжают осуществлять закупки золота в невиданных масштабах. Интересно отметить то, что русские вместо того, чтобы защищать рубль, покупают металл. Пока эта стратегия, кажется, работает. Россия даже объявила о свободном плавании рубля.

Это говорит мне о том, что русские очень уверены в своей монетарной ситуации. Остается узнать – почему. Я вижу только один ответ: Китай. Китай располагает золотовалютными резервами в 4 триллиона долларов. Это означает, что китайцы могут одним мановением пальца поддержать рубль.

Тот факт, что русские покупают золото, является еще одним свидетельством того, что китайцы поддерживают этот рынок. Китайцы сказали русским: Вы можете покупать золото без проблем, потому что мы сформировали минимум на рынке.

Китайцы работают в тесном контакте с русскими, потому что они нуждаются в их сырье и в сотрудничестве для своей армии. Для Китая желательно, чтобы Россия была сильной, поэтому он посоветовал ей покупать золото.

Золото будет частью новой валютной системы. Нет никаких сомнений по этому поводу. Она будет состоять из корзины валют, включая металл. Мы переживаем удивительный период, тогда как этот переход состоится в скором времени. Вот почему Восток, включая Россию и Китай, покупает столько физического золота. Они знают, что нас ждет”.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.