Практика освещения французско-казахстанских и казахстанско-французских встреч на высшем уровне французскими СМИ имеет такую особенность. Когда резиденция французского президента принимает главу РК, пресса Франции особого внимания такой аудиенции, мягко говоря, не уделяет. А вот, когда резиденция казахского президента посещается главой их государства, она такой визит и сопутствующие ему события расписывает во всех подробностях.
Изначальный казахстанско-французский обмен визитами на самом высшем уровне состоялся еще на заре государственной независимости – в 1992-1993 годах. Тогда всё для нашей страны было внове. Сначала в Париже побывал с визитом президент только что появившегося на мировой политической карте государства Республика Казахстан. Это было в 1992 году. На следующий год Алматы посетил тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран. Это был первый визит первых руководителей западных держав, являющихся членами Совета Безопасности ООН, в Казахстан. Впоследствии глава РК Нурсултан Назарбаев многократно посещал Францию, а вот Жак Ширак, возглавлявший Французскую Республику в течение 12 лет, в 1995-2007 годах, ни разу не приезжал в Казахстан, хотя, судя по сообщениям в СМИ, неоднократно получал соответствующие приглашения и вроде бы давал обещания воспользоваться ими. К примеру, его визита в Астане ждали в октябре 2005 года. Но не дождались. В 2007 году в Елисейский дворец (резиденцию французского президента) вместо Жака Ширака пришел Николя Саркози.
Его в Казахстане тоже ждали довольно долго. И все же дождались. Готовность принять приглашение посетить Астану он изъявил, по всей видимости, вскоре после своего избрания президентом V республики в 2007 году. Информация о том, что он может приехать с визитом в Казахстан впервые стала публично озвучиваться в феврале 2008 года. Конкретно же она появилась в ходе тогдашнего пребывания у нас в стране французского премьер-министра Франсуа Фийона. Тогда и стали у нас говорить, что вскоре ожидается приезд и самого президента Французской Республики Николя Саркози в Астану в будущем. Это “вскоре” растянулось на полтора с лишним года. Появился он в столице РК лишь в начале октября 2009 года, да и то с тем, чтобы пробыть там всего несколько часов. Тот визит Николя Саркози произвел неоднозначное впечатление. В особенности – на фоне того, как вдоволь постебалась, да просится нам такое выражение, французская пресса, описывая его пребывание в Астане. Масла в огонь подлил один из советников Николя Саркози, который сказал, что президент Франции “не хотел производить впечатления, что он рассматривает Казахстан как “дойную корову”. Мы об этом уже писали. Поэтому повторяться не будем.
Состоявшийся на прошлой неделе визит нынешнего хозяина Елисейского дворца Франсуа Олланда поначалу, казалось, не давал никакого повода для зубоскальства со стороны французской прессы и общественности. Но такой вывод оказался поспешным. Повод для того, чтобы она могла поупражняться в злословии и язвительности так же, как это было пять с лишним лет назад после визита Николя Саркози в Астану, нашелся. Чтобы получить представление о том, что же тут имеется в виду, достаточно обратить внимание на некоторые из заголовков статей и репортажей по теме поездки Франсуа Олланда в нашу страну. Вот посудите сами: L'Express: “Photo de Hollande au Kazakhstan: le cadeau gênant de Nazarbaïev” — “Фото Олланда в Казахстане: обременительный подарок Назарбаева”, France Info: “Hollande au Kazakhstan : la photo qui gêne l'Elysée” — “Олланд в Казахстане: фотография, которая ставит в неловкое положение Елисейский дворец”, 20minutes.fr: “Kazakhstan: François Hollande n'échappe pas à la chapka” — “Казахстан: Франсуа Олланд не избежал шапки”, Metronews: “Hollande au Kazakhstan : la photo qui embarrasse l'Elysée” — “Олланд в Казахстане: фото, которое смущает Елисейский дворец”, TF1: “Mais que fait François Hollande avec cette chapka et ce manteau kazakh ?” — “Но что делает Олланд с этой шапкой и этим пальто?”, Slate.fr: “Le problème avec les cadeaux diplomatiques, ce n'est pas la chapka de François Hollande” — “Проблема с дипломатическими подарками, это — не шапка Олланда”, LeLab Europe1: “L'Élysée furieux après la diffusion de la photo de François Hollande en costume traditionnel kazakh” — “Елисейский дворец пришел в ярость после распространения фотографии Франсуа Олланда в традиционной казахской одежде”.
Есть еще более вызывающие, а то и попросту оскорбительные для казахстанской стороны заголовки. Мы их решили тут не приводить, чтобы не нагнетать страсти еще больше. Просто прокомментируем одно из вышеназванных материалов из французских СМИ. Остановим выбор на этой статье: “L'Élysée furieux après la diffusion de la photo de François Hollande en costume traditionnel kazakh” — “Елисейский дворец пришел в ярость после распространения фотографии Франсуа Олланда в традиционной казахской одежде”. Она привлекает особое внимание из-за своего названия и вызывает большой вопрос.
В ней говорится так: “С вечера пятницы, 5 декабря, снимок массированно распространяется в твиттере. В субботу становится известно, что служба связи Елисейского дворца приходит в ярость”. По словам автора статьи Этьенна Бальди, команда Франсуа Олланда не имела своевременной возможности воспрепятствовать возникновению ситуации, связанной с преподнесенной французскому президенту в дар национальной одеждой в виде борика (шапки) и чапана. Получается, это не было предусмотрено протоколом?! Иначе члены команды французского президента или еще при заблаговременном согласовании деталей визита Франсуа Олланда исключили бы возможность возникновения такой ситуации, наложив свое вето на процедуру одевания их руководителя в казахскую национальную одежду с последующим его фотографированием в таком виде. Или они сейчас нашли бы, как и чем оправдать распространение в Интернете снимка хозяина Елисейского дворца в борике и чапане. Ибо ведь, когда политик, а тем более, руководитель государства, находясь в официальной поездке за рубежом, дает себя фотографировать, не рассчитывает же он на то, что снимок этот делается для семейного альбома принимающего его хозяина?! А раз так, из-за чего теперь Елисейский дворец приходит в ярость?!
Как бы то ни было, во французском и западном общественном мнении в целом эта история с фотографией уже перевесила PR-позитив полуторасуточного визита президента Франции в Казахстан. Казахи в таких случаях говорят “Бір қарын майды бір құмалақ шертеді”, что аналогично русскому фразеологизму про ложку дегтя в бочке меда.
А ведь фактически 36-часовое пребывание Франсуа Олланда в Астане и Алматы, отмеченное разнообразными и многочисленными мероприятиями, произвело было безупречно хорошее впечатление на казахстанскую общественность. За время своего визита он тут много что успел сделать. И это, по идее, должно было ему помочь больше сблизиться с Нурсултаном Назарбаевым. Такая задача у него в повестке дня могла стоять. Не зря же газета Le Monde в своей статье под названием “François Hollande au Kazakhstan, pour une diplomatie renouvelée” — “Франсуа Олланд в Казахстане ради обновления дипломатии” пишет так: “Говорят, что Франсуа Олланд не столь близок к своему казахскому коллеге Нурсултану Назарбаеву, сколь близок был Николя Саркози. Следует сказать, что бывший французский президент доходил до того, что изменял своему правилу: в ходе официального визита, который он осуществил в 2010 году (в действительности это было в 2009 году — авт.), Саркози принял рюмку водки, которую принимающий хозяин протянул ему. Этот жест – своего рода способ поддержать “стратегическое партнерство” между двумя странами, заключенное двумя годами ранее, — произвел большое впечатление на казахов”.
Чего только не сделаешь, когда находишься в гостях у второго крупнейшего поставщика нефти и первого крупнейшего поставщика урана своей страны?! Николя Саркози, про которого говорят, что не изменяет своим антиалкагольным убеждениям и не пьет даже шампанского, в гостях у Нурсултана Назарбаева принялу рюмку водки. А Франсуа Олланд, одев чапан и надев борик, сфотографировался. Все ради Франции. Как тут не вспомнить такую давнюю историю. Когда в 1815 году Наполеон бежал с острова на Средиземном море, куда его сослали державы-победители, и высадился на юге Франции, чтобы вторично взойти на престол, какая-то узнавшая его простолюдинка воскликнула: “Да здравствует император!” В ответ на это Бонапарт заметил: “Небось, еще вчера вы кричали “Да здравствует король!”. Простолюдинка, не растерявшись, дала следующее пояснение: “Ваше величество, ведь и в том, и в другом случае мы ведь, прежде всего, имеем в виду Францию”. Это и есть соображение высшего государственного порядка. Руководствуясь им, в Астане Николя Саркози, вопреки своим антиалкогольным убеждениям, принял рюмку водки, а Франсуа Олланд дал себя облачить в казахский национальный костюм и сфотографировать в нем. Но первый из них вышел из такой ситуации без ущерба для своего авторитета, а второй подвергся осмеянию. Заодно достается и казахстанской стороне, как будто есть что-то постыдное в том, чтобы быть сфотографированным в казахском национальном костюме. Жаль, конечно. Но что поделаешь?!
Издание Yahoo News опубликовало материал под названием “Kazakh banker saga spins intrigue, politics, cash” — “Сага казахского банкира крутит интригу, политику и деньги”.
В нем излагается следующее: “Тема Аблязова наверняка возникнет при встречах с Нурсултаном Назарбаевым, который пришел к руководству страной еще до распада Советского Союза”.
А вот сведений о том, действительно ли такая тема обсуждалась в ходе нынешней казахстанско-французской встречи на высшем уровне, нет. В названном тут выше материале приводится высказывание известного казахстанского правозащитника Евгения Жовтиса: “Франция находится в реально трудной ситуации, потому что Аблязов является хорошо известным человеком”.
Жовтис сказал, что “Аблязов не очень-то отличается от всех тех, кто разбогател в беззаконное время после падения коммунизма”.
По его словам, единственная причина того, что Аблязов является мишенью, заключается в его политических связях.
Газета Le Figaro опубликовала статью под названием “Au Kazakhstan, Hollande appelle Moscou à la désescalade” — “В Казахстане Олланд призывает Москву к разрядке”.
В ней говорится так: “В пятницу Олланд, находясь с официальным двухдневным визитом в Казахстане, отреагировал на воинственную речь Владимира Путина, которую тот озвучил накануне вечером в Москве. Президент Республики сказал: “Напряженность, давление никогда представляют собой решения. Мы должны попытаться инициировать процесс разрядки, сначала — словесной разрядки, а потом – разрядку действий, которые осуществляются на Украине”.
В свою очередь, казахский президент Нурсултан Назарбаев продемонстрировал такую же открытость для диалога, высказав, вместе с тем, предупреждение: “Не надо злить Россию. Язык ультиматумов — это не лучшее решение”.
Похоже, глава РК сыграл не последнюю роль в том, что президент Франции неожиданно решил по пути из Казахстана к себе родину сделать остановку в Москве с тем, чтобы встретиться и поговорить с Владимиром Путиным.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.