Почему именно сейчас продавали народу KEGOC? Надежды “народных акционеров” и оценки “профи”

Сегодня KASE сформирует реестр принятых заявок на акции KEGOC и передаст продавцу - АО “Halyk Finance”, действующему от имени нацкомпании. Прием заявок на участие в народном IPO завершен в пятницу, 5 декабря. Число народных акционеровв к концу прошлого четверга составляло 11476. Реклама и публичные выступления топ-менеджеров KEGOC и Самрук-Казына, наверно, внушили казахстанскому обывателю надежду на высокие дивиденды. А что об этом говорят профессионалы?

 

Почему именно сейчас продавали народу KEGOC

Акционеры: “Акции KEGOC при любом раскладе принесут доходность”

Народные акционеры смотрят статусы своих заявок на торговых платформах брокеров. Что дальше и когда можно будет торговать акциями KEGOC на бирже?

До вчерашнего дня брокеры обрабатывали заявки и подавали на биржу (KASE). Биржа формирует реестр принятых заявок и сегодня передаст его продавцу — АО “Halyk Finance”, выступающему от имени эмитента ценных бумаг – нацкомпании KEGOC. Через несколько дней акции распределят. Дадут сначала маркет-мейкеру, обязанному выставлять котировки и обеспечивать ликвидность. Розничные инвесторы, граждане Казахстана, получат то количество акций, которое указали в заявке, но в первую очередь — в пределах 14000 штук. Если кто-то заказывал больше, то заявка будет удовлетворена в случае остатка невостребованных акций. Оставшиеся после этого акции купит единый накопительный пенсионный фонд Казахстана (ЕНПФ). KASE начнет расчеты 18 декабря. Тогда деньги акционеров на субсчетах в Центральном депозитарии спишут, а на счета поступят акции. Вторичные торги по простым акциям KEGOC откроются 19-20-го. Их можно будет продавать, покупать дополнительно, дарить, закладывать и передавать по наследству, — объясняет брокерская компания АО “Асыл-Инвест”.

Понятно, что о дивидендах говорить рановато. Но ведь только о них и думают народные акционеры. Они переживают, надеются, ждут. Собираются группами, реальными или в виртуальном пространстве, чтобы как-то овладеть терзающей их мучительной нервозностью и если не избавиться, то хотя бы разделить с другими свой страх. Деньги фактически потрачены. Дальше – полная неизвестность. Вот их рассуждения и, видимо, фразы SMM-щиков – виртуальных раскрутчиков KEGOC, найденные в интернете.

— Считаю, это выгодное вложение средств. Стоял в очереди, чтобы открыть трансфер-агентский счет. Меня друзья сагитировали. Они держат нос по ветру и знают, где можно выгодно вложиться.

— О привлекательности акций KEGOC много говорили и они, действительно, такие. Были очереди у Казпочты и переполох у брокеров, мол, не успеваем обработать.

— Предстоящая прибыль “коготка” доказана, проведение народного IPO оправдано. Предстоящие кампании будут прибыльны — не стоит сомневаться.

— Почему именно простые люди покупают? И я купила, хотя не зарабатываю миллионы. Все-таки мы не доверяем своему государству, хотя должны!

— Мне сказали, что до покупки акций нужно больше читать, учитывать риски и возможную прибыль. И тратить только лишние деньги. Я так и сделал. Думаю, в течение двух лет смогу получить хорошую прибыль.

— Покупка акций — это всегда риск, какая бы успешная компания ни была. Но стоит учитывать, что вы покупаете часть бизнеса, ни за что не отвечаете и получаете дивиденды.

— Акции KEGOC при любом раскладе принесут в среднесрочной перспективе не меньшую доходность, чем тенговые банковские депозиты

Брокеры: “Доходность акций при девальвации исчезнет”

Брокеры факту нового размещения вроде рады – их поле работы расширяется. Но не совсем. Считают размещение KEGOC примером, как неплохую в принципе идею, можно довести до абсурда, “выстрелить себе в ногу”.

В этом есть логика: если верить официальной линии, то IPO организовано когда надо, вдобавок все прошло — супер. Ну, так и флаг им в руки, думает простой брокер. Пусть и дальше делают. Это будет стоить обывателю денег. Жаль. Но на фоне экономической нестабильности всякое бывает. Да, может, и придумают что-нибудь. Другим сложнее убаюкать совесть.

— Тарифы KEGOC ограничены антимонопольными органами, зафиксированы в тенге. А долги у компании — в долларах и евро: $70 млн и €48 млн. По курсу на момент составления отчетности — 117 млрд тенге. Что будет с доходностью и дивидендами компании, если произойдет девальвация? — Они исчезнут. Неужели нельзя было подождать с этим IPO еще пару месяцев до прояснения ситуации?

— Подождать было необходимо. Если случится девальвация, то объясняться властям и менеджерам KEGOC и Самрук-Казына придется еще с 11 тысячами “народных акционеров”.

— Не играю в азартные игры. Особенно с государством. Особенно с краплеными картами.

— Вы бы видели, какие письма приходят частному бизнесу от “айпиошников” с указанием вчера собрать персонал для презентации.

— А ведь в 2016 году из тарифа должна быть изъята модернизационная часть. По идее, стоимость должна вернуться на уровень 2009-го плюс уровень инфляции.

— По существу заданных мне вопросов сообщаю, что был введен в заблуждение председателем Нацбанка по поводу трехлетней стабильности тенге. Находясь в состоянии заблуждения и аффекта, принял ошибочное решение о размещении. С моих слов записано верно.

— Они хитрые. Дают премии своим сотрудникам, чтобы те купили акции. Еще двум друзьям этого сотрудника дают возможность купить акции и компенсируют эти вложения снова этому же сотруднику. Мне так предложили.

— В том то и беда, что политика выше экономической целесообразности. Стабильность тенге мешает присваивать сбережения и показывает реальную картину экономики. Но ведь и девальвацию потом объясняют низкой продуктивностью.

— Зачем именно сейчас это IPO? — У нас все “судьбоносные” события подгоняют к праздникам. Открытие завода по ПФИИР — летом, 4-5 июля, выдача социальных квартир — к Наурызу, а народное IPO наверное Шукеев всех гонял исполнить до 1 декабря. У нас аналитики прогнозов скрупулезно знают календарь официальных праздников.

— При девальвации в 15% обязательства KEGOC в тенге вырастут на 18 млрд ($650 млн по курсу 181). За шесть месяцев 2014 года компания получила прибыль в 600 млн тенге. Одна такая девальвация будет стоить компании ее пятнадцатилетнюю прибыль при текущих тарифах.

— Ключевой драйвер — будущие прибыли, влияющие на размер дивиденда. Если будет девальвация, это отразится на прибылях, размере дивиденда. Это — риск.

— Это – прямой риск. Но людям про него никто не удосужился объяснить.

— Хороший инвест консультант предупредил клиента и о риске девальвации тенге — тоже, дав несколько “пакетных” решений по бумаге на все случаи жизни, и пошел спокойно считать бонусы. И только несколько процентов клиентов поняли, что купив эти акции, они как бы запили персен рэдбуллом, и ждут, что же победит. Остальные — не поняли и спят спокойно. И мне кажется, что всё будет хорошо, государство нас не бросит.

— Шумно разместить акции, а через некоторое время купить их обратно во избежание социальной розни. Monkey business.

— “Шортить”, когда будет вероятность девальвации.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.