Чтобы посмотреть туранговую рощу, турист должен знать о ее существовании

Состоялось заседание экспертного клуба ОФ “Мир Евразии” по теме “Туризм объединяет: наследие, культура, инфраструктура и технологии”

“Туризм сам по себе развиваться не будет”, – подчеркнула Лолита Ким, главный специалист Управления туризма Алматы. В ходе экспертного клуба (проводил ОФ “Мир Евразии”) по теме “Туризм объединяет: наследие, культура, инфраструктура и технологии”, с данным тезисом согласились практически все. Из разряда исключений были прогнозы о том, что в 2018 году на чемпионате мира по футболу в России туристов из Казахстана будет во много раз больше, чем в этом году в Бразилии, но здесь чисто фактор расстояния, транспортной инфраструктуры и отсутствия языкового барьера. Проблема в том, что работы для развития туризма в республике непочатый край, а сами казахстанцы в плане требовательности к туристическому продукту быстро прогрессируют.

туристическая отрасль требует системного государственного внимания

Фразы вроде “проблемы с сервисом” применимы к Испании и Таиланду, в Казахстане его просто нет, однако при этом внутренний и въездной туризм все равно существуют. По туристическим визам до недавнего времени Республику Казахстан посещало 35 тысяч человек в год (30 тысяч из них приходилось на Алматы). Потом цифра “выросла” в 10 раз, поскольку в “туристы” статистика стала записывать всех подряд – от командировочных до приехавших на похороны. По въезду в Россию граждане Казахстана согласно тамошней статистике стоят на втором месте, но как туристы только на 26-ом.

Казбек Бейсебаев, бывший консул Казахстана во Франции и Швейцарии, одним из инструментов наращивания туристического потока в страну видит введение безвизового режима с развитыми странами или хотя бы выдачу их гражданам туристических виз прямо в аэропорту. Представители туристической отрасли в ходе экспертного клуба подтвердили, что за время действия пилотного проекта – на год гражданам 10 государств ввели безвизовый режим – поток приезжающих на отдых в Казахстан увеличился. 15 июня 2015-го года данный пилотный проект заканчивается и г-н Бейсебаев настаивает, что его нужно обязательно продолжить. Только число стран увеличить где-то до сорока.

В свое время посол Казахстана в Японии писал в наш МИД развернутое предложение о введении безвизового режима для туристов из Страны восходящего солнца (нация дисциплинированная, богатая, любознательная, многочисленная). Но дело с мертвой точки не сдвинулось. Казбек Бейсебаев отсутствие прогресса на данном направлении объясняет коммерческой заинтересованностью дипломатических работников в торговле визами. Выгоды государства при этом страдают. Чтобы переломить ситуацию требуется последовательная политическая воля и системное лобби со стороны игроков туристического бизнеса.

Создание Евразийского экономического союза объективно меняет формат для функционирования туристической отрасли в трех интегрирующихся государствах. Эдуард Полетаев, модератор заседания, отметил, что уже сегодня многие граждане РК из северных областей пользуются услугами российских туроператоров в Омске, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах Российской Федерации. Рядом Китай, чьи 100 млн. туристов потратили $102 млрд за прошлый год. В свете развития Нового Шелкового пути есть перспективы получить пользу и на данном направлении. Страны Юго-Восточной Азии для лучшей конкурентоспособности на мировом туристическом рынке практикуют систему, при которой зарубежный гость за одну поездку может посетить 2-3 страны. “В будущем возможен единый визовый режим для стран ЕАЭС”, – предположил г-н Полетаев.

Политолог Замир Каражанов корень бед видит в неэффективном государстве: “Государственные органы смещают цели. Нужна административная реформа”. Когда при одной и той же численности чиновников в 90 тысяч документооборот вырастает в 3 раза – с этим надо что-то делать. По ощущениям, экспорт казахстанских туристов в Россию и Беларусь явно вырастит, а как в обратном направлении?

“Шикарная природа, на которую посмотреть поедет кто угодно – миф”, – считает Юрий Кирициниянов, главный редактор газеты “Весь мир”. “Иностранцы не понимают туалетов типа “сортир” и отсутствия горячей воды. Нет хороших дорог – туристов тоже нет”, – подчеркнул он. Тем не менее, позитивные изменения происходят. Например, вдоль трасс стало больше вполне приличных частных “отельчиков”.

“Спортивный турист оставляет в Казахстане от $750 до $2500”, – такие цифры привел Владимир Вуколов, декан факультета туризма Казахской академии спорта и туризма. На последней Туриаде в Джунгарском Алатау участвовало 375 человек. “Чиновники нас игнорируют. Думают, что этот поток безденежный”, – указал г-н Вуколов.

“Нам не хватает профессиональных кадров для туристической отрасли”, – сообщила Елена Абенова, заведующая кафедрой “Туризм” Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова. Даже для того, чтобы водить школьников по горам, требуются специально подготовленные инструкторы. Важно, чтобы студенты постоянно проходили практику. “Прежде чем делать местный продукт, надо знать Казахстан от и до”, – акцентировала она. В свете бурного развития студенческой академической мобильности – тренд последних лет – г-жа Абенова считает перспективным направлением в турбизнесе молодежные лагеря. Один из таких действует на Балхаше.

Политолог Антон Морозов обратил внимание на охотничий туризм. Если свести разрешительные процедуры по охотничьему оружию к минимуму, то поток таких туристов на просторы Казахстана однозначно увеличится. А это тоже дополнительные доходы, рабочие места и линии жизни. С инфраструктурой тоже надо полноценно работать. “Добраться от кызылординского аэропорта до Байконура – это само по себе приключенческий туризм”, – заметил он. Г-н Морозов видит оптимальным такой подход, при котором вопросы по туризму должны решаться в органах ЕАЭС, а потом согласовываться на национальном уровне.

“Алматы – центр международного туризма, закончилось так же, как Алматы – региональный финансовый центр”, – обрисовал картину Игорь Братцев, директор центра журналистики MediaNet. При этом в масштабе того же ЕАЭС много ниш для развития туризма – от военно-патриотического (посещение Брестской крепости, где приняли бой призывники из Казахстана) до туров по трансграничным рекам (Урал – место гибели Василия Ивановича Чапаева, трон Емельяна Пугачева и клетка, в которой его отвезли к императрице). Однако Евразийская комиссия туризмом предметно не занимается.

“Транспортные расходы до Актау и Турции идентичны, но отель на Мангышлаке в три раза дороже, пляж хуже”, – привел сравнение Дмитрий Шишкин, главный редактор газеты “Литер”. Вообще казахстанцы становятся все более разборчивыми и привередливыми в плане туристических услуг, все лучше считают деньги.

Отдельным блоком в ходе экспертного клуба встал вопрос недостаточной информации о Казахстане как интересной в туристическом отношении страны за рубежом. Ведь для того, чтобы турист приехал насладиться туранговой (реликтовые тополя) рощей под охраной ЮНЕСКО – он должен знать о ее существовании. Потом не должно быть проблем с визами и регистрацией, сам маршрут необходим предельно безопасный – будь то состояние транспортного средства или криминогенная обстановка. Ценовая политика также подразумевается адекватная. Ну а пока представители туристической индустрии даже сокращению очередей в алматинском аэропорту на пограничном контроле рады и рассматривают в качестве положительного вклада в дело привлечения гостей.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.