Гульнар Асанбаева: «Плагиат, отсутствие ссылок, отсутствие фактов, журналистика мнений – школа казахстанской журналистики»

Дискуссионный клуб Разумова провел заседание «Журналистское образование в Республике Казахстан – состояние и проблемы»

Если население научится отличать пропаганду от информации – это поможет журналистике Казахстана. Таким стал лейтмотив очередного заседания «Дискуссионного клуба Разумова», посвященного проблематике журналистского образования в стране. «Журфаки не закроют (по крайней мере все). Журналистское образование будет существовать», – подчеркнул Игорь Братцев, директор центра журналистики MediaNet, выступивший в качестве докладчика. «Мы должны различать журналистское и медиа-образование», – акцентировала Гульнар Асанбаева, преподаватель университета КИМЭП.

Дискуссионный клуб Разумова

«Деромантизация профессии, не подкрепленная финансовыми ресурсами», – так видит одну из проблем современной журналистики в Казахстане Игорь Братцев. Вдобавок к этому дамокловым мечом висит новая норма в уголовном кодексе, по которой с 1 января 2015 года можно получить 10 лет лишения свободы за распространение «заведомо ложной информации и слухов». В условиях ЧС цензура материалов вводится практически официально. Может быть это и превентивные меры – на всякий случай – но душевного спокойствия при поиске и распространении информации они явно не добавляют.

«Плагиат, отсутствие ссылок, отсутствие фактов, журналистика мнений – школа казахстанской журналистики», – так видит общую картину Гульнар Асанбаева. «Чтобы знать, где пропаганда, а где информация, потребитель должен быть медиа-грамотным, – добавила она. – Сегодня нужно считаться с блогами. Единственное СМИ у нас сейчас – Фэйсбук». Грамотный потребитель заставит журналистику меняться в лучшую сторону, поскольку эрзац-информация останется в стороне от читательского и зрительского интереса.  

Журналист Александр Каминский привел ситуацию по медикам. Серди выпускников медицинских вузов РК примерно 20% идут в профессию по специальности, 40% становятся фармпредставителями и 40% процентов непонятно где. Какова аналогичная пропорция по выпускникам журналистских факультетов никто сказать не смог. Докладчик только заметил: «Пять лет в журналистике – это уже срок. Дальше идут в PR, рекламу…»

В свете борьбы масс-медиа за аудиторию Игорь Братцев резюмировал: «Качественное развитие происходит – отсюда дефицит качественных кадров». Однако само «медийное образование – очень хаотичный процесс». Сам г-н Братцев сторонник подхода, при котором «не обязательно получать журналистское образование, нужны навыки».

«Всегда должен быть плюрализм в сфере журналистского образования», – считает г-жа Асанбаева. С данным тезисом не спорили, но на практике журфаки отличаются хаотичной эклектикой учебных материалов, не решается проблема с достаточным финансированием и знанием иностранных языков, качество преподавательских кадров оставляет желать лучшего. С другой стороны, развитие современных технологий позволяет проводить вебинары и другие методы дистанционного обучения.

Уровень общей образованности студентов факультетов журналистики часто поражает. Речь даже не о том, кто написал «Каштанку». Ярослав Разумов (в качестве привлеченного преподавателя) как-то пытался объяснить студентам необходимость отслеживания логики процессов. Для этого он хотел рассказать учащимся журфака, как повлияла на исторический процесс I Мировая война. Попытка провалилась, поскольку никто не знал о войне 1914-1918 годов.

Игорь Братцев в качестве практического предложения по улучшению имеющейся ситуации озвучил идею создания студенческого веб-ресурса, который будет пополняться работами учащихся из всех мест Казахстана, где есть факультеты журналистики. С его помощью и потенциальные работодатели смогут находить себе заинтересовавшие их кадры.      

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.