Раушан Каримова: Детей лучше обучать в школе, чем давать уроки дома

Никто не может научить ребенка выживанию лучше его родителей – истина, казалось бы, не нуждающаяся в доказательстве. Однако доктор психологии, профессор Раушан Каримова не меньшую роль в этом процессе отводит школе. Недавно в соцсетях развернулась дискуссия, что является лучшим для ребенка: обучение на дому или в традиционной школе с 11-летним образованием? В Facebook появилась группа “За альтернативное образование в Казахстане”, участники которой подвергли сомнению эффективность обучения и воспитания в школе, высказываясь за обучение на дому. В схожем ключе – о том, что альтернативные формы обучения надо поддерживать, также высказались и депутаты казахстанского парламента

Алматы. 20 января. КазТАГ – Владимир Радионов. Никто не может научить ребенка выживанию лучше его родителей – истина, казалось бы, не нуждающаяся в доказательстве. Однако доктор психологии, профессор Раушан Каримова не меньшую роль в этом процессе отводит школе.

Недавно в соцсетях развернулась дискуссия, что является лучшим для ребенка: обучение на дому или в традиционной школе с 11-летним образованием? В Facebook появилась группа “За альтернативное образование в Казахстане”, участники которой подвергли сомнению эффективность обучения и воспитания в школе, высказываясь за обучение на дому. В схожем ключе – о том, что альтернативные формы обучения надо поддерживать, также высказались и депутаты казахстанского парламента.

О плюсах и минусах домашнего обучения и возможностях изменения учебного процесса в стенах школы – в интервью Раушан Каримовой агентству КазТАГ.

Раушан Каримова интервью

***

— Раушан Бейдалиевна, какое Ваше отношение как педагога и психолога с большим стажем к обучению на дому? Имеет ли оно право на существование?

— Во-первых, обучение на дому существует давным-давно, оно показано детям по определенным медико-психологическим показаниям, например, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нервно-психической, поведенческой сфер, имеющим тяжелые соматические заболевания. Другими словами, оно предусмотрено для детей, которые не могут, или которым опасно для здоровья посещать школу.

Таких детей много, и с каждым годом становится все больше. Но домашнее обучение никоим образом не может компенсировать и объем знаний, получаемых в школе, и радость общения со сверстниками, участие в общественных мероприятиях. Ребенок по существу оказывается изолированным от социума.

Школа – это не только получение образования. Это социализация, умение общаться со сверстниками и учителями, обмен позитивной информацией, мнениями, возможность постоянной встречи с друзьями, участие в различных мероприятиях. Абсолютно уверена, что те родители, что хотят сегодня обеспечить своему ребенку обучение только на дому, через полгода поменяют свое мнение. Обычный ребенок, обучаясь дома, очень быстро потеряет интерес к процессу обучения, он будет всячески пытаться этого избегать или станет учиться еще хуже, чем это было в школе.

Да, бывают ситуации, что ребенок на определенном этапе нуждается в обучении на дому, но никому из них домашнее обучение не приносит той радости, как хождение в школу. Другое дело, что нужно менять что-то в школьной среде – допустим, освободить учителей от несвойственной им нагрузки, чтобы они могли больше уделять времени общению с детьми, организовывать как можно больше внеклассных, внеучебных мероприятий, чтобы ребенок шел в школу с интересом.

— С какими трудностями столкнется молодой человек, если в детские, юношеские годы он не пройдет через социализацию в школе?

— Никакой родитель не хочет, чтобы ребенок в будущем так и продолжал дома сидеть. А для работы в будущем он должен иметь определенные социальные навыки. Когда ребенок в классе имеет какие-то проблемные моменты с учениками, с учителем – это навык социального общения. Умение отстоять свое “я”, умение переживать конфликтные ситуации – это все социальная тренировка. Никакой репетитор, никакой психолог не научит ребенка противостоять стрессам – этому может научить только среда и живое общение.

Каждый человек должен совершить в жизни какие-то свои ошибки, наступить на свои грабли, чтобы это запомнилось. Иначе ребенок вырастет не просто единоличником, он будет бояться людей, аудитории, общества. Быть может, он получит прекрасное образование в какой-то области, но с людьми работать не сможет. Он может стать специалистом в IT – тут ему никто не нужен, компьютер заменит ему весь мир. Но и в этом случае человек будет чувствовать себя обделенным.

Есть дети с ограниченными возможностями, которых школа не берет, потому что нельзя, опасно. Но если бы вы знали, как они хотят учиться в коллективе, как они тянутся к проводимым мероприятиям, которые они могут посетить – для них это непередаваемая радость.

Конечно, сам ребенок не может решить, что для него лучше, это должны делать родители совместно с педагогами. Домашнее образование должно быть в интересах ребенка, а не в амбициозном желании родителя. А лишать ребенка радости школьного детства ни в коем случае нельзя – это просто преступление.

— Родители, объединившиеся в соцсети в сообщество “За альтернативное образование в Казахстане” приводят свои доводы в пользу обучения на дому. Так, одна из матерей рассказала, что ее сын приходил из школы со словами: “Мама, там невозможно что-то делать, все шумят и галдят, у меня голова начинает болеть”. В результате все то, что проходили в школе, приходится повторять на дому, к тому же выполнять домашние задания, и у ребенка не остается времени на игры, прогулки, общение с друзьями. Ее вывод – в школе время теряется попусту. Что тут можно посоветовать?

— В данной ситуации было бы разумнее попытаться изменить учебный процесс. Как психолог могу сказать, что у мальчика наблюдаются явно какие-то индивидуальные особенности. Для начала матери нужно поговорить с учителем, может быть, он станет больше уделять ему внимания. Также можно по возможности уменьшить дополнительную нагрузку, если она существует. И проконсультироваться со школьным психологом.

Также, возможно, поможет изменить ситуацию консультация с невропатологом: никто, кроме лечащего врача, не может знать лучше, почему у ребенка возникают проблемы с усталостью, рассеиванием внимания, головными болями, они не могут быть просто на пустом месте. Тут мы имеем издержки учебно-воспитательного процесса, которые можно корректировать в каждом индивидуальном случае.

А переход на домашнее обучение – это не решение проблемы. Школа не сможет физически обеспечить обучение на дому всех учащихся. Необходимо учесть сложность школьной программы в старших классах, представьте себе, как все предметники будут ходить по домам, у них в и стенах школы нагрузка большая. Даже если родители наймут самого “умного” дорогого репетитора, он не сможет дать объем знаний по всем предметам.

— Другой пример: девочка в семь лет читает 180 слов в минуту, перемножает двузначные числа. Мама считает, что в первом классе, где изучают “2+2”, ей будет скучно…

— Мне кажется, мама совершила ошибку, что всему свою дочь обучила раньше времени. Но при обучении на дому ей никто не даст программу более старшего класса. Ведь успехи в чтении и арифметике вовсе не означают, что девочка по умственному развитию находится на уровне, скажем, четвертого класса.

Да, определенные мыслительные операции она может совершать, но эмоционально-волевая сфера, интерес к жизни у девочки сохраняется на уровне семилетнего ребенка. И потом, ребенок – социальное существо, и никто не отменял полезности духа мотивации и здорового соперничества в обучении. Кому девочка дома будет демонстрировать свои знания и умения? Ведь мы свои достижения соизмеряем с социумом.

— Также родители утверждают, что оценки – вещь субъективная, лишняя, а порой и вредная: мол учителя не стесняются на весь класс объявлять, что вот этот ученик получил двойку. И не намерены отдавать детей в школу только потому, что не хотят, чтобы их ребенок получал подобные психологические травмы…

— К оценочной системе тоже нужно подходить индивидуально. В первом классе, считаю, оценки ставить не надо вообще. А если учитель объявляет на весь класс о двойке того или иного ученика, он совершает большую ошибку. Правильнее было бы обратить внимание на то, какие ошибки ученик совершил, и поставить заметку и себе, и родителям, что надо обратить внимание при работе с данным учеником на то-то и то-то.

Сейчас, кстати, в первом полугодии первого класса оценки не выставляются, и это в определенной степени придает первоклашкам уверенности. Но как только он получит первую “двойку” – это катастрофа, крушение всего приятного, что бывает в школе. Ребенку кажется, что он никчемный, что учителя будут смотреть на него косо, что мама и папа будут его ругать.

Но так или иначе, оценочная система нужна, потому что дети должны знать уровень своих знаний. Есть у нас инновационные школы с иностранной методикой, в которых ребенок вообще ничего не знает о своих оценках, знают только родители. Но это тоже неправильно. Как выпускник будет проходить тестирование, если он не знает свой уровень?

Оценка – не трагедия и не проблема, а стимул к совершенствованию знаний в той или иной области. Просто учителя должны правильно их озвучивать оценки. Ребенок плохо успевает в математике – он просто слаб в этой области, у него нет способностей. У другого может быть врожденная дисграфия. И зачем его таким образом унижать и оскорблять? Это же просто значительно снижает его самооценку, и не более. Это вовсе не означает, что из него не получится человека. Учителя должны говорить об этом родителям, а родители – интересоваться успехами своего ребенка, тогда получится работа в тандеме, результаты которой пойдут на пользу ребенку.

— Однако родители понимают решение проблемы по-другому: систему обучения изменить невозможно, поэтому пусть-ка мой ребенок сидит дома, я сама научу его всему, что знаю.

— По опыту могу сказать, что это может длиться не более полугода-года, а потом мамы поймут, что ребенку нужна школа. Ни один родитель не сможет дать высококвалифицированных знаний по всем предметам старшей школы. Да что там старшая школа, сейчас и в 5-7 классах сложная программа. Да, родитель может быть математиком, но не зная методики преподавания, не сможет передать знания. Не говоря уж об остальных предметах.

А что касается невозможности изменить систему… Надо исходить из реальности: никто ничего быстро, конечно, не изменит. Каждому родителю, так как он волнуется за своего ребенка, нужно найти подход к учителям, поговорить с завучем, школьным психологом и определить для своего ребенка оптимальный вариант. Считаю, всегда можно найти выход.

— Раз уж мы заговорили об изменении системы обучения, может быть, есть смысл пересмотреть методику подбора учителей, какого-то их тестирования что ли? Чуть раньше Вы обмолвились, что учителя, оглашая, что ученик получил двойку, совершают большую профессиональную ошибку.

— Учителя и так имеют квалификационную характеристику, проходят всевозможные аттестации и так далее. Конечно, у них могут быть какие-то личностные качества, которые формируются в процессе профессиональной утомляемости, выгорания что ли. Но тут я как психофизиолог могу сказать, что личностные характеристики очень трудно изменить.

Но, во-первых, к оценке личности учителя надо подходить объективно. Одиозные личности в учительской среде мне представляются единичными случаями. И, в конце концов, никто вас не заставляет идти к этому учителю, у нас сейчас имеется право выбора и учителя, и даже школы.

Ну и под лежачий камень вода не течет. Чтобы последовали изменения, родителям нужно быть активнее. Например, создать какой-то общественный родительский интернет-совет и сформулировать конкретные предложения. Когда до них дело доходит, никаких кардинальных идей ни у кого не появляется. Если родители такие предложения дадут, мы, педагоги, их обязательно рассмотрим.

На разумные и ценные вещи и министерство откликнется, и педагогические кадры. Так мы научимся друг друга слушать, слышать и учитывать критические замечания, пожелания, рекомендации. Только предложения должны быть не эмоциональные, а рациональные.

— Спасибо за интервью.

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.