Казахстанское золото поддержит нефть

Цены на нефть еще падают, но золото – дорожает

Золото снова растет в цене. Вчера цены на мировых рынках превысили $1300 за тройскую унцию. Чем вызван всплеск интереса на драгоценный металл? Резким укреплением швейцарского франка? Отрицательной процентной ставкой швейцарского банка? Расширением программы монетарного стимулирования в Европе? Или вновь начавшимися военными действиями на Украине? В Казахстане культура инвестиций в золото развита слабо. Конечно, ломбарды у нас — на каждом углу. А женщины не представляют жизни без золотых цепочек, колец и сережек. В отличие от  жителей Индии, Турции, Лаоса, Гонконга или Вьетнама, казахстанцы не вкладывают любой заработанный тенге в микрослиток золота. Они хранят сбережения в недвижимости,  наличной валюте, на депозитах, считая, что доллар – лучшая банкнота для сбережений. Может, это правильно?

Казахстанское золото поддержит нефть

Рост франка к доллару и евро спровоцировал панику на рынке. Инвесторы решили переждать волнения в золоте. К тому же, отвязав франк от ведущих мировых валют, Нацбанк Швейцарии  мог вложиться только в золото. А это могло подогреть интерес спекулянтов. Инвестиционный спрос вырос и на ожиданиях расширения программы монетарного стимулирования в Европе. Об этом, вроде, заявил глава Европейского ЦБ Марио Драги. Сегодня ЕЦБ, по оценкам экономистов, может расширить программу на €600 млрд. А в условиях избытка предложения денег и отрицательных реальных процентных ставок, золото — защитный актив. Всплеск интереса привел к росту золотых цен. С начала года они выросли на 10%. В среднесрочной перспективе ориентир цены на золото — $1000 за унцию (31,1 г).

Все золото мира стоит как нефть за два года добычи

Золото — не деньги, и — не средство платежа, уже давно. Сейчас доллар — средство платежа, но с долгом США будущее доллара ставится под сомнение, хотя доллар — это ценная бумага частного банка ФРС, а госдолг США — это ценная бумага казначейства страны. Страна может стать банкротом, а доллар продолжить свое успешное плавание. Еще всякие  «биткоины»  появляются, новые средства интернет — платежей.

Пути назад к золотому стандарту нет. Золото такой же товар, как и все остальные, только компактный. Его легко хранить. Поэтому золото стоит столько, насколько оно полезно. Какая польза от золота? — Сохранять стоимость в периоды неразберихи и кризисов? Но кризисы заканчиваются, и цена золота падает. 

Кроме золота есть множество других товаров, например, нефть. Сейчас все стали хранить нефть. Нет свободных танкеров. В сутки в мире производится 90 млн баррелей на $9 млрд, то есть в год около $3 трлн. Все золото мира стоит столько же, сколько нефть за два года добычи.

А есть еще цены на переработку нефти, производство двигателей, автомобилей и самолетов, удобрений, строительных материалов, продукцию сельского хозяйства, IT технологии. Услуги, наконец. Нет в природе такого вещества, которое могло бы обслужить такой объем покупок и продаж по всему миру, кроме цифр, записанных на бумаге или электронном носителе.

Золото переоценено. И нет смысла в него инвестировать и производить, не считаясь с затратами. Только — скрупулезная работа по оптимизации издержек, логистике, углублению переработки и сокращению дармоедов. В начале 2000-х самые низкие затраты на производство унции были на одном месторождении рассыпного золота в Бразилии — $9, а биржевая цена —  $220. В то время долг США был $5 трлн, сегодня он в три раза больше. Вот и «справедливая» цена за унцию, где-то $700-800, а не $1303, как сегодня. Потому что, долги – это всегда риски, неразбериха и кризис.

За всю историю человечества, вероятно, было добыто 170000 тонн золота, по 24 грамма на ныне живущего человека. Цена всего золота мира — $6,5 трлн по сегодняшнему курсу. Сравните с объемом американского долга и поймете, что золото его не покрывает. И никогда не покроет, поэтому следует забыть про хранилище Форт Нокс, где американцы хранят свои золотые слитки. Золото — переоценено. Вероятно, оно будет снижаться в случае нормализации мировой экономики и стабилизации роста долгов США.

Казахстан извлекает выгоду

В начале 2000-х на месторождении Бакырчик в  Восточном Казахстане расчетная себестоимость золота была $190 за унцию. И, хотя руда там упертая, с мышьяком и в углероде, одна из самых сложных в мире, при таких ценах нашелся инвестор — Ivanhoe Mines. Продано месторождение было за $100 млн при 600 тоннах запасов. Но факт, что иногда, даже не добывая золото, оставляя его в недрах, можно было поднять большие деньги за счет капитализации запасов.

«Сделкой 2014 года» на отечественном золотом рынке эксперты называют покупку Polymetal золотого проекта Кызыл в Казахстане. Базовая сумма сделки — $618,5 млн, из них $318,5 млн Polymetal заплатил деньгами, а на $300 млн выпустил новые акции. В результате продавец — Sumeru Gold Тимура Кулибаева, получила 7,45% Polymetal. Кроме того, возможно отложенное дополнительное денежное вознаграждение до $500 млн.

Еще на одном новом месторождении добычей будет заниматься компания российского предприятия. ТОО «Аулие Голд Майнинг» —  проектная компания ЗАО «Майнинг Солюшнс», начала разработку  3 тонн золота, залегающих в новом месторождении, в Северном Казахстане. В этом году золотодобытчики обещали выйти на полную мощность. Предварительно, инвестиции в проект составят $15 млн.

Алтынтау — крупнейшая золотодобывающая компания в Казахстане, добывает золото уже несколько лет, увеличивает производство.  В Казахстане поставлена задача – добывать до 70 тонн в год. Сейчас цены растут, ничего делать и не надо, все работает в автоматическом режиме, нет проблем. Надо просто увеличивать производство сплава Доре, делать аффинаж и разнообразные слитки для банков и инвесторов, монеты, а излишки необработанного золота отправлять на аффинаж в Швейцарию.

В 2003 году в Казахстане произведено 9 тонн золота. В 2014 году — 49 тонн необработанного и полуобработанного золота. В том числе, аффинированного – 26,7 тонн. Если производится, значит, выгода есть.

У Национального банка и банков второго уровня есть нормативы, специальные положения о том, сколько нужно держать золота в резервах. Остальное можно — на экспорт. Для Казахстана главное — производство слитков, аффинаж. Это — уже высокие технологии.

По итогам августа, активы Нацбанка в золоте составляли $7,519 млрд, а октября — $7,013 млрд. Видимо, Нацбанк продавал золото.  Это могло произойти по разным причинам. Главная – снижение золотовалютных резервов (ЗВР). Они за прошлый год не снизились, а даже выросли, но немного – 7%. Доля золота в ЗВР сейчас – менее 7%.

В целом, вложения в золото оказались достаточно эффективными. В 2000 году оно стоило $286 за унцию, сегодня — $1300. Это изменение за 14 лет, то есть 20-25% доходности в год.

… Прогнозы инвестбанков для рынка золота на текущий год расходятся. Так, Goldman Sachs Group Inc. и Societe Generale SA ожидают снижения цен на металл в этом году, причем SocGen прогнозирует падение до $1000 за унцию к 31 декабря. А аналитики Standard Chartered Plc ожидают укрепления цен на золото до $1320 за унцию к IV кварталу на фоне ослабления роста доллара.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.