Психлечебница – это не только дурдом, но еще и коррупция

Назипа Оспанова, экс-директор ГУ Алматинский городской дом-интернат для инвалидов и лиц с психоневрологическими расстройствами: “Акт на 40 млн. тенге, который я не подписывала, подписан человеком, который тогда не работал”

“Я уверена, что те органы, которые призваны бороться с коррупцией, меня поддержат”, – заявила на пресс-конфренции в Алматы Назипа Оспанова, экс-директор ГУ Алматинский городской дом-интернат для инвалидов и лиц с психоневрологическими расстройствами. Свое увольнение и осуждение она назвала происками Амира Кулмаханова, руководителя управления занятости и социальных программ города Алматы.

права психбольных и инвалидов грубо нарушаются

Назипа Оспанова проработала в должности директора с мая 2010-го по июль 2011 года. По иронии судьбы, возглавить дом-интернат для инвалидов и лиц с психоневрологическими расстройствами ее пригласил Амир Кулмаханов. Со слов г-жи Оспановой, г-н Кулмаханов дал установку уволить неугодных сотрудников специального медучреждения, которые жаловались в компетентные инстанции на тамошние порядки. “Я разобралась и установила, что жалобы были обоснованными”, – сообщила Назипа Оспанова. Она отказалась увольнять жалобщиков и это стало поводом к первому крупному конфликту с Амиром Кулмахановым.

В 2011 году из госбюджета выделили 208 млн. тенге на капитальный ремонт дома-интерната. Г-н Кулмаханов требовал, чтобы в смету включили “дополнительные” работы на десятки миллионов тенге, которых в реальности не было. Г-жа Оспанова отказалась во второй раз и после этого начались всевозможные проверки и ревизии. 7 июля 2011 года она была уволена – “уволили не проведя служебное расследование” – потом осуждена на штраф в 1000 МРП и тут же амнистирована.

Следствие длилось более 2,5 лет. “Самой прокуратурой была доказана моя невиновность и отсутствие состава преступления, – акцентировала Назипа Оспанова. – Дело три раза возвращали на доследование, но все равно, не проведя следственных действий, его направили в суд”.

“Почему борьба с коррупцией оказалась избирательной?” – этот практически риторический вопрос от г-жи Оспановой тоже прошел через всю пресс-конференцию. Городской дом-интернат для инвалидов и лиц с психоневрологическими расстройствами по своей природе является специфическим учреждением. Назипа Оспанова отметила, что по типовому плану здесь директор сам подбирает себе заместителей (принцип единоначалия). Но в Алматы, под шумок переименования, внесли норму, где заместителей назначает управление во главе с Амиром Кулмахановым. В итоге получилось, что липовые акты подписывали заместители г-жи Оспановой, но они сохранили свои должности либо пошли дальше вверх по карьерной лестнице, а экс-директор оказалась крайней.

Теперь, собрав документы, свидетельствующие о коррупции в медучреждении и собственной невиновности, Назипа Оспанова обратилась с ними в Агентство по борьбе с коррупцией и в Агентство по делам государственной службы. “Акт на 40 млн. тенге, который я не подписывала, подписан человеком, который тогда не работал”, – продемонстрировала она копию официального документа журналистам.

Бахыт Туменова, президент ОФ “Амансаулык”, объяснила свое участие в пресс-конференции тем, что лично знакома с г-жой Оспановой и знает ее как директора, который пытался привнести в работу дома-интерната прозрачность. Она заметила, что на Западе примерно 10% населения страдают психическими расстройствами. В Казахстане подобная цифра 1,8%, но г-жа Туменова в нее не верит, считая заниженной. Она посещала алматинский дом-интернат еще до назначения Назипы Оспановой и тогда ей сами сотрудники жаловались на ущемление их прав.

“Это категория людей, которых общество не воспринимает как равных. Люди, которые сами не могут защитить свои права. Отсюда такое внимание к тем, кто работает с такой категорией пациентов – это должны быть кристально честные люди”, – подчеркнула Бахыт Туменова. Назипа Оспанова, со своей стороны, указала: “Намерена бороться не только за свои права, но и за права пациентов”.

Реалии в доме-интернате пугающие, о чем рассказали родственники содержащихся там людей, которые пришли на пресс-конференцию. К сожалению, они отказались назвать свои данные, объяснив это тем, что их родные в стенах ГУ Алматинский городской дом-интернат для инвалидов и лиц с психоневрологическими расстройствами фактически на положении заложников. А там дееспособных делают недееспособными, а недееспособных дееспособными ради получения их пенсий, квартир и другой корыстной выгоды.

Г-жа Оспанова в ходе пресс-конференции назвала такие нарушения, как воровство продуктов питания, денег с пенсий и пособий, аферы при строительных работах, присвоение жилья. Журналисты поинтересовались, что еще можно воровать в этой сфере. “Воруют деньги абсолютно на всем”, – дала ответ Марианна Гурина, президент ОФ “Улагатты жануя”, один из спикеров. “В Актасе, где находятся 880 больных-осужденных, когда они отовариваются в специальной лавке на 1000 тенге, им пишут 6-8 тысяч, – добавила она. – Проверить многие факты нам не удается, потому что нам не дают возможности посещать такие учреждения”.

В ходе пресс-конференции Данияр Нурманов, руководитель юридического отдела Управления занятости и социальных программ, пытался выяснить у Назипы Оспановой, знала ли она, что у какого-то ТОО, с которым в ее бытность директором заключался договор на озеленение, нет лицензии. Тогда Кульгайша Бейсенбаева, главная медсестра дома-интерната, встала с места в Казахстанском пресс-клубе и спросила г-на Нурманова, как тот, имея судимость, смог устроиться на свою должность? В общем, все сложно…

***

© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.