Профильной госструктуры по делам “афганцев” в Казахстане нет. Проблемы есть

15 февраля – 26-ая годовщина вывода советских войск из Афганистана

Традиционная пресс-конференция, традиционные проблемы. Негативная “стабильность”. У ветеранов войны в Афганистане нет статуса участника боевых действий, нет специализированного госпиталя, нет социального пакета, нет даже профильной государственной структуры, в которую они могли бы обратиться со своими проблемами. Есть государственное пособие около 11000 тенге и моральное удовлетворение от того, что люди, которые против них воевали “нас считают настоящими воинами”.

воины-афганы

Война в Афганистане с участием советских войск длилась 9 лет 48 дней. На Казахстан приходится 926 погибших (21 пропал без вести). “15 февраля 1989 года. В этот день перестали приходить гробы из Афганистана, поэтому памятная дата”, – подчеркнул Мурат Абдушукуров, председатель “Координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане” при акимате г. Алматы.

Спикеры пресс-конференции пригласили желающих 15 февраля в 11 часов в Парк 28 гвардейцев-панфиловцев, где состоится концерт афганской песни, пройдут показательные выступления военнослужащих аэромобильных войск.

У самих ветеранов-афганцев настроение отнюдь не праздничное. Закон “Об участниках войны”, принятия которого они добиваются много лет, с мертвой точки не движется. Парламентарии объясняют его непринятие отсутствием денег у государства. “Афганцы” в этой связи недоумевают: почему на пантеон деньги есть, а на людей, которые выполнили приказ Родины – нет? “Этот закон нужен самому государству!” – считает Сергей Пашевич, президент Союза “Боевое братство”. Ведь Казахстан не в вакууме находится. Запросто может возникнуть ситуация, при которой военнослужащие РК будут отправлены воевать за пределы страны. “Кем они оттуда вернутся – героями или обузой? Как, например, жить молодому инвалиду с пенсией 23 тыс. тенге?” – задал он естественный вопрос.

Когда на политической повестке стояла отправке Казбата в Афганистан (уже для помощи международной коалиции во главе с США), то ветераны спрашивали у Гульжан Карагусовой, как будут социально защищены военнослужащие. Она отвечала, что отправятся только добровольцы. “Если офицер хочет сделать карьеру, то ему нужен боевой опыт и он, естественно, поедет. Вернулся здоровым – хорошо. А если инвалидом – кому он нужен?”

Г-н Пашевич выразил возмущение тем, в какой манере чиновники отчитываются об экономии на ветеранах Великой Отечественной войны. Мол, было столько-то, умерло за год столько, экономия составила… “На 1 декабря 2014 года было 5300 участников Великой Отечественной войны. Сколько из них доживет до 9 мая? Может лучше “сэкономленные” деньги распределить среди живых?” – предложил он.

“Формулировка “приравненные”, которую по отношению к нам используют, оскорбляет и нас, и участников Великой Отечественной войны”, – заявил генерал-майор Мурат Калматаев. К тому же в одних вопросах участникам военных конфликтов положены льготы наравне с ветеранами ВОВ, в других – частично, а в третьих – нет.

“Ветеранов-афганцев мы только в Алматы по 40-50 человек в год хороним. Финансовая нагрузка на государственный бюджет будет минимальной”, – отметил Байкал Хамзин, заместитель председателя “Координационного совета общественных объединений ветеранов и инвалидов войны в Афганистане”.

В Алматы в очереди на жилье стоят порядка 400 воинов-афганцев. В год они получают по 1-2 квартиры. В прошлом году, видимо, в связи с 25-ой годовщиной вывода войск из Афганистана, им предоставили 42 квартиры в аренду с правом последующего выкупа.

На Каменском плато специализированный госпиталь имел территорию 46 га. Когда его снесли под предлогом слабой сейсмоустойчивости, то от былого земельного участка оставалось всего 11 га. “Мы беспокоимся, чтобы эта земля не ушла по рукам. Там сам воздух лечит ветеранов”, – сообщил Мурат Абдушукуров. Ну а пока никакого профильного госпиталя для участников войны в Афганистане нет.

В 1999 году, когда в Кыргызстане были первые Баткенские события, реальную силу, способную противостоять радикальным боевикам, составили лишь сводный батальон милиции и батальон “афганцев”, спешно собранный в основном в Бишкеке. У спикеров поинтересовались, как обстоят дела с социальным обеспечением воинов-афганцев в этой стране. “Батальон был. Три ветерана войны в Афганистане находятся в парламенте. Киргизия беднее Казахстана, но по льготам и гарантиям для афганцев она перекрывает нас”, – ответил г-н Абдушукуров.

В Казахстане нет даже профильной госструктуры, куда участники военных конфликтов могли бы обратиться со своими проблемами.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.