Ерлан Саиров: Сегодня у нас в гостях известный молодой журналист и культуролог, который вносит большой вклад в изучение казахской культуры – Айжан Хамит.
Айжан Хамит: Здравствуйте.
Е.С.: Казахская культура берет свое начало из тюркской культуры, со времен основания Алтын Орды, с таких личностей как Алпамыс, Кобыланды, Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Очень многие изучают как в целом, так и отдельные элементы культуры и истории казахов, причем не только казахи, но и представители других наций. Что для вас стало главным при выборе деятельности?
А.Х.: Первыми повлияли на мое мировоззрение мой дедушка, акын Хамит Ергали, который с детства приучал нас к книгам, и, конечно же, мой отец. Каждый вечер, возвращаясь с работы, он спрашивал содержание заданного ранее материала, и мы вместе анализировали прочитанное. Конечно, как и всем детям, мне не сразу понравилось такое направление, хотелось играть и развлекаться, но постепенно чтение и анализ стали моим любимым делом. С дедушкой же мы больше писали сочинения, я звонила к нему и просила помочь написать очередное сочинение…
На сегодняшний день от дедушки осталась большая личная библиотека, которую мои родители бережно перевезли из Астаны в Алматы. Там собраны очень интересные книги, и, конечно, увидев их, любой будет испытывать литературный голод. Там есть очень много таких изданий, которые в наше время не продаются и не издаются.
Е.С.: Духовный стержень — один из элементов казахской традиции. По некоторым фактам, Курмангазы участвовал в восстаниях вместе с Исатаем и Жангирханом. Исатай — один из видных казахских демократов. Жангирхан — представитель ханской власти и власти Орды. Можно ли было решить их противоречия во взглядах мирно, как вы думаете?
А.Х.: Очень интересный вопрос. В то время, когда я писала о восстании Исатая и Махамбета, мне была очень интересна эта тема, поскольку произведения Курмангазы для меня близки и любимы. Я изучала его автобиографию в трудах, написанных Ахметом Жубановым. Мне очень нравиться кюй «Кишкентайым», когда я стала подробнее изучать рождение кюя, то столкнулась ближе с восстанием Исатая. Изучая восстание, я пришла к выводу (это мое личное мнение), что Жангирхан — это личность, опережающая время, о нем нельзя сказать, что он плохой или хороший. Как бы то ни было, он привнес большие изменения в культуру и заложил основы прогресса европейской культуры в общество. К примеру, открыл первую аптеку, отправил казахов получать образование. С другой стороны, нельзя было так ломать казахское общество, особенно в те времена, так как сами казахи тогда были совсем другие. Когда я изучала эту тему, я поделилась своими выводами в Фэйсбуке. Одна девушка мне написала о том, что Исатай начал восстание из-за желания владеть женой Жангирхана, Фатимой. От такого утверждения я до сих пор пребываю в шоке. Такой разговор, о Фатиме имел место, но, во-первых, говорилось о том, что Махамбет был просто влюблен в жену Жангирхана, эти разговоры не подтверждены, это слухи переходившие из уст в уста. Фактов я не нашла. Во-вторых, почему Исатай пошел на восстание? Он был выходцем из среднего класса, имел должность старшины, что же тогда ему было нужно, и зачем он пошел против биев? Я пришла к мысли, что можно увидеть мутацию сознания наших казахов в настоящем на примере того, что произошло в прошлом. Все ведь началось с восстания рода берш, толчком послужило их переселение, казахов в те времена притесняли, давили налогами, приходилось брать свои земли в аренду для того, чтобы вырастить скот, конечно же, эти моменты очень сильно задели гордость людей и подтолкнули к крайним мерам.
Е.С.: Жангирхан имел свой взгляд на процесс прогрессивного развития казахского народа, Исатай, в свою очередь, хотел сохранить традиционный уклад жизни. Каковы основное единство и непримиримость в этой исторической ситуации, стало ли это основой для прогресса казахского народа и привело ли к качественным изменениям для перехода на другой уровень культурного развития?
А.Х.: Это как консерватизм и либерализм. Жангир не был взращен казахским народом, ментально он не был казахом, он не смог до конца понять казахов.
Е.С.: Да, он получил русское образование, рос в русском обществе.
А.Х.: Да. Даже на бытовом уровне он не был близким к казахским традициям, ведь тогда казахи в быту все еще не использовали стулья, столы, столовые приборы. Он все-таки был человеком, рожденным раньше своего времени.
Е.С.: Есть личности, которые творят историю, но персональная история таких личностей остается в тени истории народа. Шакарим — одна из таких личностей, он участвовал в процессе качественного изменения уровня культуры казахов. Персональная история Шакарима – какова судьба его потомков, в чем его трагедия?
А.Х.: Если брать такие сильные личности того времени, то судьба каждого из них и есть история народа. Потому что тогда казахский народ переживал переходный период, был на стыке глобальных изменений, на пути перехода от одного уровня на другой. Шакарим сам был против советской власти и ушел, так и не приняв ее, став аскетом. Впервые серьезно изучать Шакарима я стала два года назад, после прочтения статьи своего дедушки «Мы знаем, кто расстрелял акына», опубликованной в газете «Казахская литература» в 1989 году. Эта статья была выпущена в виде ответа на интервью-диалог между Евнеем Букетовым и Абзалом Карасартовым. В то время Абзал Карасартов был работником НКВД и публично заявил, что Шакарим сам виновен во всем и, в частности, в своей смерти. Абзал Карасартов – человек, причастный к смерти Шакарима, после того как Шакарим прошел реабилитацию, угрожал людям, говорил о том, что они публикуют произведения бандита, бандитами и бандой считались люди, которые были против советской власти. В то время была создана комиссия, которую возглавлял мой дедушка Хамит Ергали, в ее составе были так же Таир Жароков и Саду Машаков. Они должны были поехать Семей и опросить людей; было опрошено около 300 человек, близко знакомых с Шакаримом, и на основе этой информации стало точно известно, как на самом деле погиб Шакарим.
Е.С.: Простите, в каком году была основана данная комиссия и как долго существовала?
А.Х.: Комиссия работала еще после реабилитации, и благодаря ей были опубликованы самые первые песни Шакарима в газете «Казак адебиети», что привело к огромному скандалу. Даже вставал вопрос, почему газета издает сочинения бандита? После того, как комиссия дала свое заключение, она была распущена. Конечно, это сложная тема после реабилитация была забыта. Люди, которые были виновны, посодействовали этому.
Е.С.: Можете ли вы рассказать о судьбе потомков Шакарима?
А.Х.: Как-то мне написал Бауыржан Шукенов, у которого была информация о месте проживания внука Шакарима. Вместе мы поехали в микрорайон Думан, к человеку по имени Мереке Зиятов. Отец его, Зият, был младшим сыном Шакарима. Когда-то Зият через Зайсан сбежал в китайский Синь-Цзян. Впоследствии там женился на казашке, к тому времени, когда родился сын, прошло уже 8 лет, как он покинул родную землю. Красная армия и НКВД дошли до Синь-Цзяна, чтобы вернуть всех белогвардейцев. Нашли и Зията. Его сын Мереке-ага говорил, что отца забрали в тот день, когда отмечали 40 дней со дня его рождения. После этого след Зията простыл, никто не знает где и как он был убит, в каком месте захоронен…
У Шакарима было две жены, его прямые потомки Ахат и Зият. Первый сын Шакарима – Ахат, Зият нашел его могилу, провел положенные обряды. Был еще сын Капур, с его сыном Тимуром я поддерживаю связь в ФБ. Он нашел меня после опубликованной статьи про Шакарима…
Е.С.: Есть потомки Шакарима, сейчас они члены казахского общества…
А.Х.: Да, это так.
Е.С.: Айжан, вы активный пользователь ФБ. В ФБ возникают разные ситуации. Вы не разочаровались тем, что пользуетесь ФБ?
А.Х.: Да, в чем-то разочаровалась. В соцсетях есть как хорошая, так и плохая сторона. Начну с плохой. В повседневной жизни люди не могут с такой легкостью говорить друг другу плохие слова и быть невежливыми, но во время переписки в интернете из многих начинает лезть альтер-эго. Они выбрасывают в сеть то, что не могут выговорить или написать в повседневной жизни, и в такие моменты можно увидеть, насколько человек хороший или плохой.
Е.С.: ФБ – зеркало человеческой души.
А.Х.: Да, я с вами соглашусь, потому что иногда на кого-нибудь невольно обращаешь внимание. Например, человек постоянно в сети, я анализирую и прихожу к выводу, что у этого человека никого нет, он одинок, всегда в интернете, пишет и пишет… Примерно в таком духе можно описать любого пользователя ФБ.
Е.С.: Нужен ли ФБ для социального развития общества?
А.Х.: Думаю, да. Нужен. В наше время люди меньше общаются с родными и близкими, меньше встречаются и видятся, не ходят и не зовут в гости, потому что не могут позволить себе этого. Казахи стали не такими, как раньше. Сегодняшний казах думает только о том, чтобы прокормить себя и свою семью. Поэтому, посещая ФБ, люди говорят о наболевшем. В интернете ищут и делятся той информацией, которую не вещают по ТВ, в печати. Людям во многом нравиться именно возможность независимого выбора информации. Поэтому ФБ необходим.
Е.С.: Можем ли мы, таким образом, постепенно потерять связь с реальным миром и заменить его виртуальным?
А.Х.: Возможно. Мне иногда кажется, что виртуальный и реальный мир перемешиваются в одно. Люди в блогах говорят плохо друг другу, а потом, повстречавшись, даже не здороваются. Так постепенно стирается грань. Мне кажется, в будущем будут иметь место реабилитационные центры для пострадавших от ФБ, так как люди все сильнее увязают в соцсетях.
Е.С.: ФБ на сегодня важен и необходим молодежи, а также для других групп пользователей, которые имеют возможность выплеснуть накопленное и поделиться наболевшим, найти понимание.
А.Х.: Да. С другой стороны, существует иллюзия того, что ты находишься в окружении большого количества людей, но на самом деле ты один и есть только несколько человек, которые могут реально позвонить и поинтересоваться, как у тебя дела. Это я действительно поняла, когда на страничке стерла дату своего дня рождения. Позвонило несколько человек, по-настоящему помнивших обо мне. Виртуальный мир дает нам прекрасную иллюзию, а мы просто тонем в ней и тем счастливы. Но интернет необходим, недавно, например, я получила очень много информации, когда готовила материал о Темирбеке Жургеневе. Чтобы получить нужную информацию, необходимо идти в архив, библиотеку, а там не всегда есть исчерпывающие данные. Я обратилась в ФБ и попросила помощи, и в итоге получила очень много детальной информации. Я очень благодарна людям, которые помогли мне.
Е.С.: По-моему, ФБ нужно обогащать до духовного уровня. Возвращаясь к истории, хотелось бы попросить рассказать об истории любимой всеми вне зависимости от возраста Балхадише.
А.Х.: В детстве мы собирались всей семьей у дедушки и бабушки, и ставили постановки. Дедушка играл на домбре, бабушка пела, с тех пор в моей памяти осталась Балхадиша. Группа «Жигиттер» сняли клип на песню «Балхадиша». В клипе молодая девушка сосватана за старика ради калыма, парень поет песню «Балхадиша» и плачет. Некоторые слова песни изменены в связи с влиянием советского времени. Акан Серы поехал в аул Балхадишы, Караоткел, на праздник шилдехана и остановился в доме Ыбырая. Акан Серы жил отшельнической жизнью, кормился охотой на зверей, причиной тому была слава в народе, что он сумасшедший, женившийся на пери. Акан Серы — человек тяжелой судьбы. В последние дни своей жизни все время проводил со своим глухонемым сыном, только он остался с ним.
Е.С.: Что дало творчество Акан Серы казахскому народу?
А.Х.: Казахскому народу — так делить и говорить не очень правильно. Его творчество мы должны сохранить, так как многие моменты его влияния на культуру не раскрыты до конца.
Е.С.: Спасибо, Айжан. Вы постоянно в ФБ ведь?
А.Х.: Ну как сказать?
Е.С.: Вы не собираетесь бросать своих друзей в ФБ?
А.Х.: Пока нет. Посмотрим, как дальше… Время покажет…
Е.С.: Сегодня у нас в гостях была наша сестренка Айжан Хамит, известный культуролог, журналист, изучающий культуру и историю казахского народа. До встречи всем.
А.Х.: До свидания.