Сергей Акимов: “Выборы выгодны всему без исключения истеблишменту”

Итак, очередной президентской электоральной кампании дан старт. Что будет важным на этих выборах? Как поведут себя элиты? Стоит ли ждать чьего-то яркого возвращения из политических боксов? Об этом мы говорим с заместителем директора Центра аналитических исследований “Альтернатива” Сергеем Акимовым

Сергей Акимов интервью

— Все кому не лень уже высказались на счет своевременности и обоснованности досрочных президентских выборов. Интересно другое — будет ли обновлена политическая обойма после них и кто из авторитетных политиков может ее покинуть?

— Предстоящие выборы это, прежде всего техническая мера. Специфика казахстанской политики такова, что президент может почистить политический истеблишмент без какой бы то ни было подготовки и дополнительной легитимизации своей власти. Это подтверждает отставка и последовавший уголовной процесс в отношении экс-премьера Серика Ахметова. В 90-е такие жесткие действия были бы возможны только после проведения выборов. Причина лежит на поверхности — среди высокопоставленных чиновников нет персон, которые являются в полной мере политиками. Все они не более чем подчиненные президента, которые, во-первых, не имеют значительных рейтингов популярности, так как любая работа в этом направлении может быть расценена как проявление политических амбиций, а во-вторых, их политические инструменты влияния уравновешены возможностями оппонентов и ограничены одной или несколькими сферами. Одни фигуры имеют влияние в силовом блоке, другие — в экономическом, третьи — в финансовом и т.д. Укреплению вертикали власти также способствовало успешное преодоление политических кризисов 90-х и 2000-х годов. Как показывает опыт развития внутриэлитных процессов после предыдущих президентских выборов, никаких потрясений после переизбрания Нурсултана Назарбаева ожидать не стоит. Процесс будет идти постепенно в рабочем режиме.

— Кто из политиков так называемого второго эшелона имеет все шансы после будущей кампании войти в число политических тяжеловесов?

— Пожалуй, сейчас в окружении главы государства, как никогда мало политических тяжеловесов. Без всяких “но” к таковым можно отнести лишь Карима Масимова, Нуртая Абыкаева, Нурлана Нигматулина, Булата Утемуратова, Имангали Тасмагамбетова, Адильбека Джаксыбекова да и, пожалуй, все. Налицо острый дефицит руководящих кадров, которым президент может доверять без оглядки. В результате ему приходится возвращать в элиту фигуры, которые, казалось бы, уже ушли с первых ролей — Касым-Жомарта Токаева, Данияла Ахметова, Сергея Кулагина, Бактыкожу Измухамбетова. Но такой резерв крайне ограничен. Число персон, выбывших из окружения президента по обвинению в коррупции за последний год, превышает количество и качество фигур пришедших им на смену. Появляется риск чрезмерного усиления действующих тяжеловесов. Единственный способ не допустить этого — нарастить конкуренцию. Президент понимает это как никто другой. Самым явным потенциальным тяжеловесом является Дарига Назарбаева. Последние два-три года она уверенно наращивает свое политическое влияние. Это происходит как на формальном, так и неформальном уровнях. В первом случае речь идет о должности вице-спикера мажилиса с хорошим потенциалом роста до главы нижней палаты парламента, а это, между прочим, формальная третья должность в структуре власти. Под неформальным уровнем, подразумевается возвращение и постепенное наращивание влияния в медийной сфере. А это говорит о многом. В последние годы, для того, чтобы обзавестись медийными ресурсами, стало недостаточно лишь только денег. Для этого нужна санкция самого высокого уровня. В случае с Даригой Нурсултановной, наличие такой санкции означает успешное преодоление последствий кризиса ее влияния 2007 года.

— Кто больше всего персонально выиграет от проведения выборов?

— В наибольшем выигрыше от президентских выборов может оказаться Бауыржан Байбек. По традиции, президент не будет вести предвыборную борьбу. Основная нагрузка по проведению предвыборной кампании ложится на партию “Нур Отан”. В случае успешного выполнения данной миссии перед Байбеком откроются прекрасные карьерные перспективы. Если вспомнить прошлое, президент всегда награждал высокими постами своих замов по “Нур Отану” в случае успешного проведения предвыборной агитации. В условия полного отсутствия оппозиции задача Байбека сводится к тому, чтобы “не накосячить”. Хороший потенциал для возвращения в правительство (ближе к президенту), имеют авторитетные региональные акимы, такие как Крымбек Кушербаев, Ахметжан Есимов и уже упомянутый Даниал Ахметов. После реорганизации правительства и создания “суперминистерств”, посты акимов регионов стали достаточно скромны относительно министерских портфелей. А упомянутые фигуры имеют намного более обширный политический и аппаратный опыт, чем многие министры. Еще один плюс в возвращении приведенных персон в Астану — создание противовеса премьер-министру Кариму Масимову.

— Можно ли ожидать возвращения в политику каких-то деятелей оппозиции, которые “поймали тишину”? Неужели государство и общество не нуждается в таких ярких личностях как Ораз Жандосов, Булат Абилов, Галыымжан Жакиянов, Толен Тохтасынов? Они ведь в самом расцвете сил и с огромным опытом за плечами…

— Начнем с того, что Ак Орде не так важно, в каких людях нуждается общество. А общество с каждым годом все меньше нуждается, в ком бы то ни было, кроме Нурсултана Назарбаева. Уровень доверия к приведенным персонам чрезвычайно низок и с каждым годом он только падает. Мне с трудом верится, что перечисленные вами политики присягнут на верность тому или иному тяжеловесу, а последние не поверят им тем более. Да и сами экс-оппозиционеры не пойдут на это. В свою очередь для президента они не так важны и не так нужны. Незаменимых людей не бывает, и политическая действительность Казахстана прямое тому подтверждение.

— Какова сегодня обстановка в среде конкурирующих элит? Могут ли выборы стать консолидирующим фактором или наоборот, оттолкнут элиты друг от друга?

— Почти все элиты являются крупными держателями материальных ресурсов. Все хотят их приумножить, но важнее их хотя бы не потерять. Президентские выборы — это стабилизирующий фактор, а деньги, как известно, любят тишину. В кризисные периоды это еще более актуально. Помимо психологического, есть еще и экономический фактор в пользу выборов с позиции элит. Экспортеры очень сильно страдают от искусственного сдерживания курса тенге. По мнению многих, главная причина удержания курса — предстоящая электоральная компания. Многие олигархи рассчитывают, что после выборов будет проведена девальвация, а значит, спад в бизнесе прекратится. Поэтому предстоящие выборы выгодны всему без исключения истеблишменту. Другое дело, что многие элиты воспринимают электоральный период как лучшее время для заработка очков в глазах президента. В этом плане очень показательна инициатива по замене выборов референдумом. Это можно расценивать как своеобразный ответ одного идеологического центра на опережающие действия их конкурентов по инициированию досрочных президентских выборов. В целом, стоит отметить сохранение устойчивого тренда на все большую закрытость подковерной борьбы элит. Он является следствием целого ряда негативных факторов, в том числе снижение значимости общественного мнения в процесс выработки и принятия решений, а также серьезной деградации СМИ.

Окончание следует…

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.