Сергей Акимов: «В Казахстане нет своего Немцова, а многие хотели, чтобы был»

«Рахат Алиев всем надоел и не имел никакого влияния внутри страны. Кроме того, Алиев отрицательный персонаж, а Немцов для большинства «говорящих голов» в Казахстане - положительный. Плюс в Казахстане нет своего Немцова, а многие хотели, чтобы такой человек был»

 

Сергей Акимов интервью

Окончание. Начало здесь.

— Каким был бы, на ваш взгляд, идеальный список кандидатов в президенты на данный момент и кто бы мог навязать президенту хотя бы подобие борьбы?

— Идеальный список кандидатов сформирует Администрация президента. Он более чем предсказуем и будет едва ли не полностью повторять перечень кандидатов, баллотировавшихся на предыдущих выборах. Надо понимать, что цель этих выборов буквально для всех — переизбрание Нурсултана Назарбаева. Поэтому реальные конкуренты не нужны, да их, собственно, и быть не может. Согласно реальным (!) опросам общественного мнения, уровень поддержки выше статистической имеют лишь преданные соратники президента. Это Имангали Тасмагамбетов, Дарига Назарбаева и Карим Масимов. Только они теоретически могли бы навязать президенту хоть какую-то борьбу. Других политиков, в том числе не из власти, народ просто не знает. Очевидно, что для перечисленных персон, участие в президентской гонке против Нурсултана Назарбаева является политическим самоубийством. Поэтому делать они этого не будут. Стоит отметить, что на выборах 2011 года политтехнологи Ак Орды и региональные акимы, стремясь сделать приятное президенту, перегнули палку и достигли рекордных 95,55% голосов избирателей. Тем самым они не оставили пространства для роста показателей в ходе текущих выборов. Теперь получается непростая ситуация — делать 99 % будет уже смешно, а меньше, чем 4 года назад, как-то неудобно. В последнем случае получится, что уровень поддержки президента якобы снизился, а это уже дает возможность для неприятных выводов.

— Как повлияла смерть Рахата Алиева на самочувствие политического истеблишмента? И почему элиты повели себя так, будто ничего не случилось?

— Затянувшийся триллер по возвращению Рахата Алиева в страну сильно затянулся и порядком всем надоел. Поэтому элиты, как бы это ни было цинично, восприняли его смерть с облегчением. Надо понимать, что если бы даже Казахстан добился его экстрадиции на Родину, ничего хорошего это бы не сулило. Казнить его было бы невозможно, а живой он был никому не нужен. Более реалистичный сценарий — живой Алиев в зарубежной тюрьме, еще хуже. Даже так он бы создавал ненужное напряжение и определенные риски. Сам по себе он уже давно был политический трупом. Однако, высока вероятность того, что в последние годы он сотрудничал с зарубежными спецслужбами. В таком случае, он мог бы еще много лет вредить Казахстану и создавать риски дополнительного влияния на страну из-за рубежа. Это прозвучит кощунственно, но смерть Алиева стала благом для всех. В том числе для австрийских властей. Но наибольшую потенциальную политическую выгоду извлекла Дарига Назарбаева. Надо понимать, что шлейф, тянувшийся за Алиевым, серьезно ограничивал ее потенциал. Мне доводилось слышать, что он, будучи в гонениях, продолжал оказывать на нее некоторое влияние. Мне думается, что это неправда, но сам факт наличия таких слухов играл в минус Дариге Нурсултановне. Теперь же ее политической карьере ничего не препятствует и потенциал ее карьерного роста практически не имеет границ.

— Смерть Бориса Немцова обсуждалась в Казахстане гораздо активней, чем смерть Алиева. Почему?

— На это существует ряд причин. Повторюсь, Рахат Алиев всем надоел и не имел никакого влияния внутри страны. Кроме того, Алиев отрицательный персонаж, а Немцов для большинства «говорящих голов» в Казахстане — положительный. Плюс в Казахстане нет своего Немцова, а многие хотели, чтобы такой человек был. Кроме того, казахстанские СМИ сейчас имеют установку на максимальное тиражирование предстоящих выборов, и сбивать информационный поток самоубийством Рахата Алиева было бы неуместно. А вот убийство Немцова в этом смысле весьма кстати. Между строк можно прочитать: «Смотрите, что в России творится, оппозицию у Кремля расстреливают, а у нас порядок».

— Можно ли после расстрела Немцова возле Кремля говорить о том, что в регионе наступает период политического хаоса?

— Этот период наступает уже лет 10, но все никак не наступит. Но оттягивание не снимает рисков, а скорее наоборот. Главных рисков по-прежнему два: неоформленный процесс смены власти в Узбекистане и в Казахстане, а также вероятная дестабилизация ситуации в Афганистане. Как мы видим, процесс смены власти в двух главных странах региона по разным причинам затягивается. А это создает риски форс-мажора. Что касается Афганистана, то там в ближайшие 2-3 года вероятно свержение американских ставленников со всеми вытекающими последствиями для региона. Хуже всего, если два этих процесса будут происходить одновременно. Вот тогда нам всем мало не покажется.

— Что поможет нашей стране не допустить хаоса у нас и что или кто будет являться основными факторами этого?

— При текущем раскладе нужно, чтобы президент как можно дольше находился в добром здравии, либо была проведена безболезненная процедура смены власти. Самый надежный сценарий — Нурсултан Назарбаев сейчас избирается на новый срок, а через год-два ссылаясь на свое здоровье, слагает с себя полномочия. Согласно Конституции, президентский пост до конца очередного срока исполняет спикер Сената. За эти три-четыре года без выборов, он утверждается в качестве состоятельно президента и идет на выборы в полной мере подготовленным. Существенное влияние на стабильность в Казахстане в период вероятного хаоса будут оказывать внешние силы, прежде всего, Россия и Китай. Обе страны имеют заинтересованность в сохранении текущего статус-кво: Россия по политическим, Китай по экономическим причинам. Но учитывая высокую внешнеполитическую динамику, этот расклад может измениться. Очень многое будет зависеть от течения российско-западного противостояния и динамики евразийской интеграции. По моему убеждению, членство Казахстана в ЕАЭС и дружеские отношения с Россией, могут стать главным стабилизирующим фактором в период кризиса в Центральной Азии.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.