Издание Daily Times опубликовало аналитическую статью Сушила П. Сета под названием “Ukraine, Russia and the west” — “Украина, Россия и Запад”.
В предисловии к ней говорится так: “Изображение Украины в качестве свободолюбивой страны, борющейся за свой суверенитет, является сильным преувеличением. В действительности, это – картина экономической разрухи”.
Далее уже в самой статье излагается следующее: “Давайте смотреть правде в глаза. У продолжающегося кризиса на Украине есть потенциал для превращения в крупный пожар с катастрофическими последствиями, несмотря на недавнее мирное соглашение. И это потому, что стороны, участвующие в конфликте на Украине, прямо или косвенно поддерживаются некоторыми из самых могущественных стран в мире.
Здесь имеется в виду американский/североатлантический/европейский блок со всей его экономической и военной мощью. С другой стороны — это Россия, которая, хотя она и не столь славна своими экономическими успехами, полна решимости защищать свою стратегическую сферу от любых дальнейших посягательств неподалеку от ее границ, воспринимаемых как угроза безопасности. Не так давно президент Владимир Путин предупредил возглавляемый США западный блок не связываться с Россией с ее ядерным арсеналом.
После распада Советского Союза НАТО (и ЕС) расширились с тем, чтобы включить в свой состав прибалтийские государства, прежде являвшиеся частями Советского Союза и его такими же оборонными партнерами по Варшавскому договору, как Польша. Эти относительно новые члены НАТО одновременно чувствуют безопасность (под эгидой НАТО) и незащищенность из-за того, что это может вызвать российскую ответную реакцию в какое-то неопределенное время. Стремясь найти противоядие от своего постоянно присутствующего чувства незащищенности, они добиваются от НАТО принятия на себя еще больших обязательств по обеспечению их безопасности. Некоторые из них типа Польши и Чехии хотят развертывания американских ракетных и радарных установок на их площадках для гарантирования того, что Вашингтон будет непосредственно вовлечен в дело их защиты. НАТО сейчас формирует силы быстрого реагирования с изначальной численностью 5 тысяч человек, которая может быть увеличена позже, с тем, чтобы обеспечить граничащих с Россией членов НАТО гарантией того, что они будут защищены.
Как Россия, так и НАТО/ЕС имеют свои собственные представления об украинском кризисе. Москва считает, что являвшийся на то время демократически избранным президентом Виктор Янукович оказался свергнутым в результате государственного переворота, организованного Соединенными Штатами Америки, указывая в частности на присутствие шефа ЦРУ Джона Бреннана в Киеве. Альтернативный режим на Украине, который появился в последующем, был сильно заинтересован в интеграции в ЕС и во вступлении, с течением времени, в НАТО. В ходе этого процесса выявившаяся как результат политическая поляризация между русскоязычным населением на востоке Украины, стремящимся поддерживать тесные связи с Россией, и киевским режимом сделала затруднительным какое-либо политическое урегулирование, при готовности Москвы поддержать восточных повстанцев политически и оружием, хотя последнее она сама отрицает. Продолжающаяся гражданская война унесла жизни свыше 6 тысяч человек, при этом некоторые из крупных восточных центров выглядят как города-призраки, а между тем и киевский режим, и пророссийские сепаратисты нападают на гражданских лиц.
С другой стороны, западное описание событий фокусируется в основном на роли России в подстрекательстве украинского сепаратизма, в содействии и помощи ему, в том числе оружием и персоналом, и на атаке на суверенитет и территориальную целостность Украины. Действительно, Россия временами обвиняется в совершении агрессии против Украины и, косвенно, в отношении Европы. Джордж Сорос, знаменитый американский интеллектуал и хорошо известный менеджер хедж-фонда, в недавнем номере New York Review of Books пишет так: “Европа должна проснуться и осознать, что она подвергается атаке со стороны России”. И он настоятельно призывает к предоставлению финансовой и военной помощи для киевского режима.
Недавно США сообщили, что они рассматривают вопрос оказания военной помощи Украине в ее борьбе с сепаратистами, но такая идея пока еще не нашла поддержки у таких крупных европейских стран, как Германия и Франция. Канцлер Германии Ангела Меркель считает, что это только осложнит и ухудшит ситуацию. Поэтому до сих пор западный блок проводит политику, сводящуюся главным образом к экономической блокаде России. Президент Обама угрожает новыми санкциями в случае, если Россия не отступит. Недавняя дипломатическая инициатива канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда привела к заключению широкого мирного соглашения по Украине. Заявляя о новом плане мирного урегулирования, выработанного на переговорах между лидерами Германии, Франции, России и Украины в белорусской столице Минске, Путин сказал: “Мы договорились о прекращении огня с полуночи 15 февраля”. Он добавил: “Есть также договоренность о политическом урегулировании. Первое дело — это конституционная реформа, в которой должны быть учтены законные права людей, проживающих на территории Донбасса. Далее идут пограничные вопросы. Наконец, имеется целый ряд экономических и гуманитарных вопросов”.
Тщательное рассмотрение сделанного Путиным подведения итогов соглашения наводит на мысль о том, что этот документ больше похож на каталог лежащих в основе украинского кризиса нерешенных вопросов, без обозначения детализированных этапов пути к миру. При отсутствии конкретного плана по решению основополагающих проблем в рамках упорядоченного и определенного по срокам формата, новое соглашение, скорее всего, повторит опыт первого Минского мирного плана. Предыдущее соглашение о прекращении огня, обсуждавшееся и достигнутое в сентябре, также в Минске, рухнуло практически сразу же после его заключения. С тех пор украинские сепаратисты продвинулись вперед и улучшили свои позиции с тем, чтобы закрепиться на некоторых из наиболее важных транспортных узлов. Что же касается конституционной реформы для предоставления автономии Восточной Украине, ее киевское понимание заключается в решении этого вопроса кое-как. А повстанцы на меньшее, чем виртуальное независимое государство, связанное с Россией, являющееся в свое основе расширенной российской зоной влияния, не согласны. Хотя новый мирный план в случае его выполнения является полезным делом, шансы на то, что он продвинется значительно дальше, довольно сомнительны. Случись все так, это приведет к еще большим западным санкциям против России. После распада Советского Союза, вина за который также возлагается на Запад, эта новая угроза безопасности России может сплотить многих патриотичных россиян вокруг режима, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Путин отметил, что страна будет иметь дело с экономическими трудностями на протяжении около двух лет. Он, очевидно, надеется на то, что россияне смогут выдержать этот кризис в течение такого периода. Имеются некоторые основания для этого. Прежде всего, изображение Украины в качестве свободолюбивой страны, борющейся за свой суверенитет, является сильным преувеличением.
И потом, что самое главное, если украинский кризис пойдет по пути эскалации, несмотря на недавние мирные предложения, у него имеется большой потенциал для того, чтобы вылиться в какую-либо военную конфронтацию между Россией и Западом с Украиной в качестве ее эпицентра. Следовательно, императивно необходимо для трезвых голов с обеих сторон разрядить ситуацию с учетом стратегических проблем России в рамках более широкого урегулирования”.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.