“ЕБРР заходит в моногорода, в регионы с менее развитой экономикой, например, в Кызылорду”. Миннацэкономики распахнуло ворота

Европейский банк реконструкции и развития расширяет присутствие в Казахстане. В этом году он “заходит” в моногорода, в более отсталые регионы. Об этом сказал вчера во время беседы перед открытием конференции в Алматы, посвященной поддержке предпринимательства в Казахстане, глава региональной программы по поддержке малого бизнеса в Казахстане и Монголии Хольгер Вифель. Цель – нарастить долю малого и среднего бизнеса в ВВП с 16% до 30%. ЕБРР считает, что предпринимательский климат в Казахстане улучшился

 

Предприниматели считают, что в Казахстане — высока коррумпированность чиновников, что официальной статистике невозможно доверять. А как Вы, г-н Вифель оцениваете бизнес-климат в нашей стране?

— Развитие, которого мы достигли в Казахстане, большая удача. В Алматы и Астане прогресс видно и это — понятно. Но я долго работал в Казахстане, затем какое-то время не работал. И вот – вернулся. Меня потрясли новые поездки в регион, после перерыва. Одним из самых первых был Шымкент. Я там был 10 лет назад. — Рост, сомнений нет. Бизнес хорошо развивается. Предприниматели хотят заниматься делом. Они – грамотные. Если то, чего мы уже достигли, мы возьмем как базу и не будем на этом останавливаться, то у Казахстана есть светлое будущее. Все государственные меры, принимающиеся именно для поддержки малого и среднего бизнеса, принесут выигрыш.

 — Примерно также, как в Германии?

— Сейчас доля малого и среднего бизнеса в ВВП Казахстана – около 16%, мы хотим достигнуть 30%. В Германии, а я – немец, ситуация – чуть-чуть другая. У нас инновации идут из малого и среднего бизнеса, у нас всемирные лидеры – в нишах экономики. Но они заняли и защищают свои ниши. Думаю, в Казахстане есть огромный потенциал для роста малого и среднего бизнеса.

— Войти на рынок Германии сложно. Вы думаете, наши попытаются?

— Мировые экономические и политические обстоятельства влияют на Казахстан. Казахстан – не остров. Поэтому возникают задачи, неприятности и даже проблемы. Мы работаем с достаточной большой базой предпринимателей на севере и юге Казахстана, востоке и западе и мы видим, что предприниматели – гибкие, они быстро реагируют на новые ситуации. Я горжусь тем, что наши клиенты сильно борются и могут противостоять негативным тенденциям.

— Почему же Казахстан, имея таких героических предпринимателей, не “дышит в затылок” Германии?

— Наши клиенты растут: набирают новых сотрудников, инвестируют, ищут новые рынки, обращают большое внимание на экспорт. Бизнесмены, которые с нами работают – очень инновационные. Конечно, сейчас я говорю не в целом по бизнесу в Казахстане, а только о нашей клиентской базе. Думаю, мы в этом году успеем прийти в большее число регионов. ЕБРР это четко оговорил с Министерством национальной экономики. ЕБРР заходит в моногорода, в регионы с менее развитой экономикой, чем в среднем по Казахстану. Например, мы откроем офис в Кызылорде. Там – не самая простая ситуация, как Вы понимаете.

***

Какова доля клиентов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) среди казахстанских предпринимателей, спросить не удалось. Начиналась конференция и г-н Вифель поспешил в зал.

Там уже выступала директор ЕБРР в Казахстане Джанет Хекман. Разумеется, она тоже говорила приятные вещи: “В стране сформирован сильный дух предпринимательства. За последние десятилетия она (страна – авт.) проделала большой путь, но еще предстоит сделать многое для стимулирования роста частного сектора”.

Вопрос эффективности сформированных ЕБРР предпринимателей для Казахстана как-то не озвучивался. Какое количество предприятий и рабочих мест создано?

Генеральный консул США в Алматы Тереза Гренчик говорила, что продвижение экспорта — приоритет с особой программой, финансируемой из Специального фонда акционеров ЕБРР по поддержке МСБ, что эта программа помогает экономической диверсификации, поддерживает экспорт продукции и помогает выходить на более крупные и правильные рынки. США давно сотрудничает с ЕБРР и является его крупным акционером, поскольку программа была успешной, решили ее продлить еще на три года с января 2015-го.

Какие рынки, с позиций США, – правильные? – она не уточнила.

…Для улучшения делового климата в Казахстане нужны не только предприниматели, воспитанные ЕБРР. Нужна реформа суда. Она даже, вроде, проведена. Но выросли ли возможности защитить свои права собственности? – Не заметно. Крупные предприниматели, государство используют свой доступ к международному праву, пользуются международными юрисдикциями, а казахстанские – не очень. Они не могут быть уверенными, что собственность не отнимут, что не оштрафуют на такую сумму, которая закроет бизнес. Доказать свою правоту в суде, выиграв у чиновника, почти невозможно.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.