Press TV: Иранская сделка и “большая игра” в Евразии

Вашингтон опасается подъема Китая в АТР и в мире. Обама одобрил новую стратегию “Поворот к Азии”, которая имеет целью противостояние возрастающей роли Китая в регионе. Украинский кризис также втянул США и их союзников по НАТО в стратегическое и политическое противостояние с Россией. Иран является ключевым игроком в этой игре. Вашингтон надеется, что теперь он сможет бороться за геополитическое и экономическое влияние в Иране с целью нейтрализации российского и китайского влияния в этой стране. Россия и Китая стремятся в рамках ШОС продвигать единство Евразии и противостоять влиянию США в этом огромном пространстве

Издание Press TV опубликовало аналитическую статью Юсуфа Фернандеса под названием “Iran deal and the big game in Eurasia” — “Иранская сделка и “большая игра” в Евразии”.

Иранская сделка и “большая игра” в Евразии

В предисловии к ней говорится так: “Со времени исламской революции в Иране, которая свергла поддерживавшийся американцами диктаторский режим шаха в 1979 году, постоянной во внешней политике США была неослабевающая враждебность по отношению к этой стране. Вашингтон поддержал войну бывшего диктатора Ирака Саддама Хусейна против Ирана (в 1980-1988 годах). В 2003 году администрация Буша подготовила планы для войны с Ираном. Начиная с 2011 года, США и их европейские союзники сделали Иран объектом режима самых жестких санкций в истории”.

Далее уже в самой статье излагается следующее: “Однако американская стратегия изменилась за последние годы. После провала войн США в Афганистане и Ираке, где Вашингтон был не в состоянии подавить мятежи или убедить правительства этих стран покориться его диктату, американская общественность и политический истеблишмент не хотят видеть втягивания страны в новые конфликты на Ближнем Востоке.

В то же время Вашингтон опасается подъема Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире. Обама одобрил новую стратегию “Поворот к Азии”, которая имеет целью противостояние возрастающей роли Китая в регионе, где США пытаются сформировать новый союз против Пекина. Проамериканская австралийская исполнительная власть и правительство Синдзо Абэ в Японии, которое намерено играть более активную роль в Азии, и стремится отказаться от так называемой “пацифистской статьи” в японской конституции, стали естественными союзниками США в рамках этой стратегии.

Украинский кризис также втянул Соединенные Штаты Америки и их союзников по НАТО в стратегическое и политическое противостояние с Россией. Москва принимает меры по укреплению своей военной мощи, включая разработку новых военных кораблей, самолетов и ядерных ракет. Она также продвигает Евразийский Союз вместе с такими некоторыми близкими союзниками, как Белоруссия, Казахстан, Армения и другие страны.

Иран является ключевым игроком в этой игре. Большая и многонаселенная страна Иран занимает в мире второе место по запасам газа и третье место по запасам нефти. Его геостратегическое положение является уникальным. Он связывает Центральную Азию с Ближним Востоком и зоной Персидского залива.

Он сформировал прочный союз с некоторыми странами региона, включая Сирию, Ирак и Ливан. Миллионы мусульман в мире также следуют за лидером исламской революции, аятоллой Сейедом Али Хаменеи и другими иранскими религиозными лидерами. Отношения Ирана со странами Африки, Азии и Латинской Америки становятся все более значительными.

Китай в настоящее время является крупнейшим экономическим партнером и самым важным инвестором Ирана. Россия уже давно сделалась крупнейшим поставщиком оружия Ирану. Однако это партнерство подверглось удару в 2010 году, когда Москва отказалась поставлять по контракту ракеты С-300 “земля-воздух” Тегерану со ссылкой на санкции Организации Объединенных Наций. Вашингтон надеется, что ядерная сделка и необходимость сотрудничества в борьбе с терроризмом позволят ему бороться за геополитическое и экономическое влияние в Иране с целью нейтрализации российского и китайского влияния в этой стране. США по-прежнему нуждаются в России и Китае в качестве посредников в их контактах с Тегераном, и для Вашингтона становится все более проблематичным полагаться на Москву и Пекин в этом деле в то время, когда отношения ухудшаются.

Ответ России и Китая

Нет никаких сомнений в том, что Китай и Россия понимают эту опасность и приняли меры для сохранения своего влияния в Иране. В январе, в ходе визита российского министра обороны Сергея Шойгу в Тегеран, стороны подписали новый контракт по военному сотрудничеству. Выступая с разъяснениями по поводу этого соглашения, министр обороны Ирана Хосейн Дехкан заявил, что Иран и Россия имеют “общее аналитическое видение глобальной стратегии США и их вмешательства в региональные и международные дела”, и они выдвинули на первый план необходимость сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Спустя несколько часов после объявления итогов переговоров в Лозанне, Игорь Коротченко, который возглавляет Центра анализа мировой торговли оружием в Москве, заявил каналу “Спутник” о том, что “снятие санкций с Ирана, в том числе и оружейных, это совершенно логичный вариант развития ситуации”. “Ключевым для России контрактом является поставка в Иран новейших модификаций ЗРС С-300. Такой контракт может быть возобновлен на условиях, которые устроят Москву и Тегеран”, — добавил он.

Россия говорит, что она также готова продавать Ирану автомобили, самолеты и корабли после отмены санкций против Исламской Республики. По сообщению “Интерфакса”, российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров, находясь в городе Хабаровске на востоке России, заявил так: “Мы заинтересованы в поставках в эту страну. Это касается автопрома, авиации, судостроения и других отраслей”. “Мы готовы работать вместе на условиях кооперации, на условиях совместных проектов”, — отметил он.

Со своей стороны, министр иностранных дел Китая Ван И посетил Тегеран в феврале в целях расширения экономических и политических связей между двумя странами. Китайский импорт нефти из Ирана в прошлом году увеличился почти на 30 процентов, и Ван сказал, что все еще имеется “огромный потенциал для сотрудничества по энергетике и промышленным проектам”. Информационное агентство Reuters процитировало следующие его слова: “Китай готов поощрять еще большее количество китайских компаний к инвестированию капитала в Иране и строительству заводов посредством совместного развития индустриальных парков в соответствии с потребностями развития Ирана и возможностями Китая”.

Ван посетит Москву в апреле, и две страны проанализируют ситуацию после достижения иранской сделки и меры по предотвращению увеличения американцами своего влияния в Евразии.

Россия и Китай теперь могут также открыть двери для вступления Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества. Это большая организация стремится гарантировать стабильность, продвигать единство Евразии и противостоять влиянию США в этом огромном пространстве”.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.