Английская газета Guardian опубликовала статью своего специального корреспондента Говарда Амоса под названием «Ukraine fears spread of separatist conflict amid hostility towards Kiev» — «Украина опасается расширения сепаратистского конфликта на фоне роста враждебности по отношению к Киеву».
В предисловии к ней говорится так: «Нападения в Одессе и Харькове наводят на мысль о том, что по всей стране распространяется нестабильность, подстегиваемая ростом инфляции и взлетом цен на коммунальные услуги».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Солнечным воскресным утром в феврале Игорь Рассоха находился на проходившем в Харькове проукраинском митинге вместе с другом, местным ученым Игорем Толмачевым.
Вдруг раздался взрыв, вспоминает Рассоха, прозвучавший как фейерверк на футбольном матче. Все попадали на землю, но осколок поразил Толмачева в сердце. Он сумел пробежать несколько метров, прежде чем упасть.
«Я пытался привести его в сознание, хотя мог видеть осколок, торчащий из его груди», — сказал Рассоха, который осознал, что его друг умер, только тогда, когда бригада скорой помощи отказалась забирать тело. Толмачев был одним из четырех человек, включая сотрудника полиции и 15-летнего мальчика, убитых в тот день. Десятки других были ранены.
Атака, которая произошла в день, отмечаемый православными верующими как Прощеное воскресенье, была самой смертоносной из десятков подобных взрывов в украинских городах Харьков и Одесса за последние месяцы.
Насилие вызвало опасения, что нестабильность сепаратистской войны, в значительной степени содержащаяся в зоне Восточной Украины, распространяется по всей стране.
Население и в Одессе, и в Харькове глубоко расколото по политическому признаку, при этом большое количество людей выступает против правительства в Киеве и за укрепление связей с Москвой.
Харьков пережил приток, по меньшей мере, 150 тысяч людей, бежавших от войны на востоке, и он находится всего в нескольких милях от границы с Россией. Черноморский порт Одесса, который имеет глубокие исторические и культурные связи с соседней страной, увидел убийство свыше 40 промосковских активистов во время уличных боев в мае прошлого года.
Нападения в двух крупных городах были направлены против проукраинских групп и военных, в число их объектов входят помещения волонтерских организаций, посещаемые активистами бары, военные базы, банки, железные дороги и даже флагшток.
Ответственность за некоторые из этих взрывов взяла на себя некая группа, называющая себя «Харьковскими Партизанами», которая выпускает заявления на YouTube и, кажется, базируется в России. Но личность тех, кто стоит за большей частью атак, неизвестна.
Нестабильность связана не только с взрывами. Проукраинские активисты указывают еще на политические инициативы, по-видимому, спонсируемые из России.
Группа, называющая себя «Бессарабская Рада» и утверждающая, что она представляет историческую территорию, охватывающую большую часть юго-западной Украины и соседней Молдовы, недавно провела учредительное собрание в Одессе. Их веб-сайт был зарегистрирован в России.
Три недели спустя, украинские силы безопасности арестовали 20 человек, якобы планирующих объявить о создании Бессарабской Республики в качестве политического субъекта.
Какой бы ни была роль России, мало кто отрицает то, что и в Одессе, и в Харькове растет враждебность по отношению к правительству в Киеве, подпитываемая резким экономическим спадом, ростом инфляции и стремительным взлетом цен на коммунальные услуги.
Пророссийские политические группы были вытеснены из общественной жизни, при этом многие активисты бегут с Украины, боясь ареста или нападения. Плакаты, призывающие людей в ряды «сепаратистов», развешиваются на видных местах в городах на юге и востоке Украины.
«Когда людям с радикальными взглядами не позволяется говорить, они, разумеется, уходят в подполье», — говорит Артем Бузила, пророссийский журналист в Одессе, который в прошлом месяце был ненадолго задержан украинскими силами безопасности.
Никто ни в Харькове, ни в Одессе не думает, что взрывы, вероятно, прекратятся в скором времени, указывая на то, что лишь по счастливой случайности число жертв оказывается относительно небольшим: бомбы были установлены в жилых районах и вблизи газовых труб, а некоторые из них были взорваны ранним вечером. Многие проводят сравнения с чем-то вроде повседневного терроризма, ассоциирующегося с жизнью в Израиле.
Украинский поэт Борис Херсонский, чья квартира была взорвана, рассказал о недавнем ужине с друзьями в Одессе. «Ресторан был полон, когда вдруг донесся звук взрыва, разразившегося, очевидно, в двух кварталах от этого места. Люди подняли глаза, огляделись, а затем вернулись к своей еде. Никто не убежал, не было никакой паники. Мы уже привыкли к этому», — сказал он».
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.