Сланцевая революция в Евразии немного задерживается

На прошлой неделе российская компания “Газпром нефть” объявила, что готовится приступить к добыче сланцевой нефти на крупнейшем в мире месторождении. Почему эта новость не стала сенсацией?

По российским СМИ прошло сообщение: в 2018 году “Газпром нефть” начнёт добычу сланцевой нефти с участков Баженовской свиты в Западной Сибири. Представитель компании заявил, что разработка месторождения началась бы раньше, но сроки пришлось отодвинуть из-за антироссийских санкций, введение которых оставило компанию без иностранного оборудования, необходимого для использования технологии гидравлического разрыва.

Но всё же, выходит, российские нефтяники, несмотря на происки “западных партнёров”, не слишком отстают от мировых трендов. В Техасе американцы научились добывать нефть из камня – и мы в Сибири тоже скоро начнём!

Газпром нефть готовится приступить к добыче сланцевой нефти

Специалисты по сланцевым углеводородам отзываются об этих перспективах со сдержанным оптимизмом. Николай Иванов, заведующий сектором “Энергетические рынки” Фонда “Институт энергетики и финансов”, автор широко известного в России исследования “Сланцевая Америка” (я рассказывал о нём читателям “Зоны”), в ноябре прошлого года заявил:

“Что же касается так называемой сланцевой нефти… то, по оценкам тех же самых американцев, Россия со своей Баженовской свитой занимает первое место по запасам этой глубокозалегающей трудноизвлекаемой нефти. В перспективе наша страна может стать одним из крупнейших производителей нефти, если она доберется до этого ресурса. Не до Арктического шельфа, где крайне высоки риски, связанные с экологической уязвимостью, а до нефти, которая лежит глубоко под ногами на хорошо освоенных территориях с развитой инфраструктурой. Осталось лишь разработать и применить современные технологии”.

И что же, долгожданный час настаёт? Я попросил Николая Иванова прокомментировать для “Зоны” свежее заявление “Газпром нефти”.

— Николай Александрович, российская компания объявила о конкретных сроках начала добычи сланцевой нефти. Можно ли тут действительно ожидать прорыва или это скорее пропаганда?

— Эти планы не кажутся мне заоблачными: добыча из этих горизонтов силами “Газпром нефти” совместно с Shell — дело вполне реальное. Но есть большое “но” — при сегодняшнем уровне развития технологии речь может идти только об экспериментальной добыче, поскольку породы Бажена отличаются от тех плеев в Америке, где добывается tight oil. Баженовские породы более пластичные, гидроразрыв не дает там такого эффекта, микропоры быстро затягиваются, и дебит быстро сходит на нет не из-за истощения запасов, а из-за особенностей коллекторов. Поэтому тут вопрос санкций и эмбарго на поставку оборудования важный, но не ключевой. Каждая сланцевая и плотная залежь требует адаптации технологий именно под нее. Для Бажена это еще не было сделано. Возможно, к 2018 году партнеры по Салымскому проекту сумеют довести технологию до ума, но пока это скорее благие пожелания, а не реальные планы.

Причём, наши геологи не скрывают, а наоборот постоянно делают акцент на том, что американцы свою tight oil добывают совсем из других коллекторов. Повторяю: там всё по-другому. В США удалось применить сланцевые технологии к добычи нефти из плотных коллекторов, потому что они как-то по свойствам похожи. А наш Бажен совсем другой. Там не работает гидроразрыв.

— Получается, российские государственные нефтяники своим заявлением просто захотели создать вокруг сланцевой темы “волну оптимизма” и порадовать начальство.

— Ну, как сказать… Просто не хотят наши люди, как и все остальные люди по всему земному шару чувствовать себя глупее других. Глупее американцев, например. Поэтому говорят – мы тоже сможем, если постараемся. И в самом деле: почему бы нет? Мы нашу геологию точно знаем лучше, чем американцы или голландцы или ещё кто-то. Мы эту Баженовскую свиту знаем вдоль и поперек. Хорошо, мы попробуем ваши технологии, попробуем свои технологии, попробуем их вместе…

Я не думаю, что это просто такое желание понравиться начальству, сказать, что мы и при режиме санкций сумеем всё сделать. Конечно, не сможем. Конечно, вся эта технология и всё это оборудование пока что западные. Но до 2018 года ещё есть время, и там либо ишак сдохнет, либо ещё что-нибудь произойдёт.

— Тем временем себестоимость добычи сланцевой нефти в США продолжает снижаться, и уже мало отличается от себестоимости добычи обычной нефти в России и Казахстане.

— Конечно. В связи с падением мировых цен на нефть были ожидания, что американские сланцевые проекты окажутся нерентабельными. Но практика показала, что развитие технологий идёт очень быстро, что американцы умудряются снижать себестоимость быстрее, чем дешевеет нефть. Поэтому сейчас уже падение добычи в Америке приостановилось. И будет потихоньку восстанавливаться. Потому что чуть-чуть цена там поднялась, и уже 50-60 долларов им кажется нормальным, — говорит российский эксперт.

А что в Казахстане со сланцами? Пока нечего. Правда, в ноябре прошлого года Карим Масимов заявил, что “Казахстан займется разработкой проектов по добыче сланцевого газа”. Других новостей с этого фронта кажется не было.

Вообще же, по мнению Николая Иванова, всё, что сейчас происходит в США и Канаде в области сланцевых технологий, имеет глобальные последствия. “По цепочке пришел в движение весь энергетический мир”, — говорит автор книги “Сланцевая Америка”. Для стран, чья экономика базируется на добыче и продаже углеводородов, наступают сложные времена. Например, когда американцы увеличили добычу нефти на своей территории, они фактически лишили Западную Африку основного рынка сбыта, поскольку Ангола и Нигерия были ориентированы на рынок США.

Это национальная трагедия для Западной Африки и урок для некоторых других “энергетических сверхдержав”, где за последнее десятилетие привыкли растопыривать пальцы – и ничего не делать для развития несырьевых отраслей экономики.

Главный вывод из сланцевой революции, считает Николай Иванов, состоит не в том, что появилась возможность извлекать газ и нефть по сути дела из камня, а в том, что “людям надо просто посмотреть под ноги и хотя бы увидеть свои местные ресурсы”. По правде сказать, эти ресурсы иногда выглядят очень неожиданно и заставляют вспомнить ящик Пандоры. Например, японцы с недавних пор всерьёз принялись изучать возможности для добычи газа из гидратов метана. “Это, грубо говоря, лёд, насыщенный газом, — объяснил журналистам Николай Иванов. — Он лежит на дне морском или сразу же под ним. Все знают, что он есть в изобилии… Гидрат метана имеется везде и у нас – на дне Байкала, Черного и северных морей. Японцы стараются его извлечь, разрабатывают технологию, пару лет назад уж было заявили, что она готова, но потребуются еще годы, чтобы довести ее до промышленного уровня”.

“Это очень технологически сложно и, возможно, опасно, — продолжает российский эксперт. — Существует такая теоретическая проблема, которая называется “метангидратное ружье”. Она заключается в том, что глобальное потепление может привести к повышению температуры Мирового океана и к тому, что эти гидраты начнут самопроизвольно разлагаться с выделением метана, который в двадцать раз более опасный парниковый газ, чем углекислый. Как только гидрат начнет газифицироваться, сработает цепная реакция, когда усиление парникового эффекта приведет к ускорению глобального потепления, которое, соответственно, вызовет еще большую газификацию. В общем, эта гипотеза рисует катастрофу глобального масштаба. Пока же добыча гидратов остается делом будущего. Но это обязательно случится”.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.