Дизайнер, живущий в цифровую эпоху, не должен включать в то, что он делает, аналоговую. “В человеке нет ни одной, идеально прямой линии. И все формы дизайна стали выглядеть более аморфными, обтекаемыми”, — говорит Карим Рашид.
Мебель должна отражать реальность. И дизайнер старается делать предметы, которые приносят радость, упрощают задачи и развивают наше понимание красоты. “В номере отеля мало места и понятно, что человек основное время будет проводить на кровати, можно сделать выдвижной столик. Поработал на планшете – можно задвинуть обратно”.
Он разрабатывал дизайн пост-хирургических палат в больнице. “Когда пять лет назад я болел раком и 10-12 дней провел в больнице, это было самое депрессивное время”, объясняет Карим Рашид. Он придумывает: мебель и светильники, посуду и бутылки для жидкого мыла, парфюмерные флаконы и упаковку для косметики, одежду и драгоценности, часы и игрушки. Он проектирует все: “от посуды до отелей”. И постоянно думает над тем, как удешевить предметы настоящего дизайна, заставить новые технологии сделать повседневность удобной, удобство – красивым, а красоту – доступной, поставить компьютерные технологии на службу массовой продукции.
Футуристические проекты среды обитания Карима Рашида кажутся многим чересчур смелыми и отдаленными. Хотя сам дизайнер считает, что они подчинены гармонии и удобству, и каждая вещь в них максимально полезна. Он вспоминает встреченную пожилую супружескую чету, много путешествующую и признавшую его дизайн – лучшим из всех виденных. “… Человек, однажды поживший в моем интерьере, уже не сможет вернуться в традиционную обстановку. Мой дизайн покажет вам, что такие простые и прагматичные вещи, как окно с правильно падающим светом, или особая высота потолка, или многофункциональная мебель – жизненно необходимы”, — считает он.
— Хотите ли Вы изменить городское пространство Алматы? – спрашиваю у дизайнера.
— Нужен заказчик. Дизайнер – не плотник, не может что-то сделать и продать. У меня тысячи идей. Алматы – красивый, спокойный город. Городу не помешали бы прогрессивные, модерновые здания. Экономически прогрессивные, чтобы маленькие отели, рестораны привлекали туристов. В мире есть страны-бренды. Казахстан должен конкурировать с ними. Я теряю огромное количество работ и заказов потому, что заказчик боится нового. И, в конечном счете, делают что-то скучное и банальное. В мире много скучных, тяжелых, серых мест. Я не выиграл конкурс на строительство отеля в Москве, около Кремля. Отель Ritz-Carlton, построенный там – только показуха, ужасный.
Новые технологии, широко им применяемые, исследует специально нанятый человек в его офисе в Нью-Йорке. “…Каждую пятницу она рассказывает мне о них, мы обсуждаем. Я исхожу из экономически конкурентных материалов”, — говорит он.
Хороший, правильный дизайн – это честность. Раньше здание могло быть построено в одном стиле, а внутри все – в другом. Сейчас дизайн прозрачен: наружный и внутренний дизайн здания соответствуют друг другу.
Его чтят по всему миру, только за последние лет 10 он получил более 30 наград. Его активно строят. Но строят обычно там, где есть деньги и смелость. Там, где много новых денег и желание быть не похожими ни на кого, где мысль имеет цену и ценность. Его дизайн непривычен, но даже в презентации комфортен. Наверняка, проведя день-другой в его отеле, можно почувствовать соблазн оставаться внутри этих обтекаемых гигантов с этой мебелью, посудой, люстрами, в этих ботинках. И сдаваться, без особого сопротивления.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.