БТА: лучше ужасный конец, чем ужас без конца

“Недолго музыка играла” - именно так можно охарактеризовать ситуацию вокруг Казкома и БТА. А дело все в том, что в первый день второго месяца лета на сайтах этих банковских институтов появилась информация об их деконсолидации. Причем судьба некогда самого крупного частного банка СНГ БТА оказалась незавидной – он сдал лицензию на совершение банковских операций. Тем самым, один из старейших финансовых институтов страны перестал быть полноценным игроком банковского рынка, превратившись в классический плохой банк

Алматы. 7 июля. КазТАГ – “Недолго музыка играла” — именно так можно охарактеризовать ситуацию вокруг Казкома и БТА. А дело все в том, что в первый день второго месяца лета на сайтах этих банковских институтов появилась информация об их деконсолидации.

Причем судьба некогда самого крупного частного банка СНГ БТА оказалась незавидной – он сдал лицензию на совершение банковских операций. Тем самым, один из старейших финансовых институтов страны перестал быть полноценным игроком банковского рынка, превратившись в классический плохой банк.

деконсолидация бта и козкома

Бумага все стерпит

А ведь, сколько было высокопарных слов о будущем БТА после его покупки у ФНБ “Самрук-Казына” консорциумом инвесторов в лице Казкоммерцбанка и Кенеса Ракишева в начале июля прошлого года. По итогам сделки представитель Казкома, назначенный после покупки БТА его председателем правления, Магжан Ауэзов заявил следующее: “На наш взгляд, в интеграции двух банков есть ряд ключевых преимуществ – значительно расширится география филиальной сети и доступ клиентов к финансовым продуктам и услугам. Линейка этих продуктов будет существенно шире того, что сегодня предлагает каждый банк в отдельности. Первый шаг по пути интеграции уже сделан: с 25 июня мы отменили дополнительные комиссии при снятии денег держателями карт БТА и Казкома в банкоматах друг друга. В результате, количество банкоматов, которыми могут воспользоваться клиенты БТА и Казкома, выросло в 2,5 раза. Интеграция обладает уникальным потенциалом для консолидации человеческих и технологических ресурсов, что в дальнейшем позволит закрепить лидерские позиции и продолжать предоставлять нашим клиентам лучшие продукты и решения”.

В свою очередь бизнесмен К. Ракишев, назначенный после сделки председателем совета директоров БТА, был не менее красноречив. “Сегодня мы перевернули страницу не только в истории старейшего финансового института страны – БТА банка, но и банковского сектора в целом”, — отметил он.

Данная сделка подвела логичную черту под обширным кризисным пакетом помощи, который государство было вынуждено предпринять для спасения и стабилизации банковской системы Казахстана. Время показало правильность такого решения. Я рад, что судьба БТА банка, в конечном итоге, оказалась в руках отечественных инвесторов и убежден, что новые акционеры предпримут все усилия для того, чтобы этот банк взял с собой в будущее лишь самые лучшие банковские практики и опыт. Благодарю всех клиентов БТА банка за терпение и поддержку”, — сказал К. Ракишев.

Не крупный банк, а мусорный бак

Однако, как говорится, мы полагаем, а жизнь располагает. До лучших банковских практик дело так и не дошло. Чуть меньше чем через 12 месяцев после сделки в июне этого года на сайтах ККБ и БТА появилась информация о завершении ими обмена частью активов и обязательств.

При этом в ней впервые говорилось о незавидной судьбе последнего. “В рамках утвержденных акционерами планов (БТА – КазТАГ) в ближайшее время обратится в Национальный банк с ходатайством о добровольной сдаче лицензии на проведение банковских операций”, — отмечалось в информации.

Причем, как следовало из сообщения, эти планы были приняты еще в конце прошлого года решениями внеочередных общих собраний акционеров двух банков. После этого для реализации намеченной схемы 27 апреля 2015 года внесены изменения в действующее законодательство, а 8 мая — в нормативные акты Нацбанка.

Кроме того, была произведена замена эмитента по еврооблигациям, выпущенным БТА банком, и определена рыночная стоимость обмениваемых активов. К слову, ее провели в два этапа независимые оценщики PricewaterhouseCoopers Tax and Advisory LLP и ТОО “Colliers Valuation”.

Затем 26 мая советы директоров обоих банков одобрили сделки по одновременной передаче активов и обязательств между ними. А уже 27 мая правление Нацбанка одобрило эти сделки. 2 июня в соответствии с требованиями статьи 61-2 закона о банках обе стороны опубликовали объявления о передаче активов и обязательств в официальных изданиях и на своих веб-сайтах.

Богатое наследие Казкома

Примечательно, что Казком получил от БТА богатое наследие в виде всех открытых текущих и сберегательных счетов юридических и физических лиц со всеми остатками на этих счетах. Более того, Казкому достались активные карточные счета клиентов вместе с платежными картами и остатками на этих счетах, а также права требования по работающим кредитам, выданным клиентам корпоративного, малого, среднего и розничного бизнеса.

И это не говоря уже о работающих филиалах и отделениях, части основных средств, товарно-материальных ценностях, ценных бумагах и деньгах, а также акциях дочек БТА: страховых, брокерско-дилерской, ипотечной, лизинговой компаний, ТОО “Алем кард” и ТОО “Титан инкассация”.

В итоге предварительная балансовая стоимость переданных Казкому активов БТА составила 413,3 млрд тенге, а совокупных обязательств только перед ФНБ – 378,1 млрд тенге. Соглашение о переводе долга БТА в Казком было подписано 25 июня 2015 года.

В свою очередь БТА, образно говоря, превратился в сточную канаву. От Казкома он получил права требования по части кредитов, выданных клиентам корпоративного бизнеса, и доли участия в дочерней структуре ТОО “Kazkom Realty”, которое занимается управлением стрессовыми активами, связанными с недвижимостью.

Сказать¸ что совокупный размер этих проблемных активов впечатляет, это значит ничего не сказать, поскольку они превышают 1 трлн 171,7 млрд тенге или более $6,2 млрд! А если к этому прибавить неработающие кредиты самого БТА в размере 1 трлн 794,7 млрд тенге или более $9,6 млрд (на 1 мая 85,11% его ссудного портфеля — КазТАГ), то сумма получается и вовсе фантастической – почти $16 млрд!

Пляски на костях

То, что БТА де-факто превратился, грубо говоря, в мусорную яму токсичных активов, говорит решение Казкома от 30 июня о деконсолидации с БТА. В итоге последний передал контроль над БТА своим крупным акционерам Нуржану Субханбердину и К. Ракишеву, одновременно исключив банк из своей консолидированной финансовой отчетности.

Теперь БТА предстоит сосредоточиться на работе с проблемными активами как собственными, так и полученными от так называемой своей мамы. При этом все средства, полученные от этой работы, будут направляться на погашение долга БТА перед Казкоммерцбанком.

Но и это еще не все. Совет директоров Казкома поручил правлению подготовить предложение о продаже принадлежащих Казкоммерцбанку простых акций БТА в размере 94,8368% акций по справедливой рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком и подтвержденной так называемым “fairness opinion”.

При этом, как говорится в сообщении двух банков, в сделке по покупке акций БТА у Казкома вправе участвовать “все акционеры ККБ (держатели простых акций — КазТАГ) пропорционально их доле участия в простых акциях банка с правом передачи права покупки другим акционерам ККБ (держателям простых акций — КазТАГ) в порядке и на условиях, дополнительно определенных ККБ с привлечением внешнего юридического консультанта”.

Последний этап интеграции

До момента реализации этого предложения, все принадлежащие Казкоммерцбанку на праве собственности акции БТА распределены следующим образом: часть акций, а именно 91,7356% от акций БТА, приходящихся на долю крупных акционеров Казкома, суммарно владеющих 96,73% от простых долевых бумаг, передана банку в доверительное управление. Причем право голоса по ним в равных долях дано его крупным акционерам Н. Субханбердину и К. Ракишеву.

Как указывается в сообщении, “после проведения всех необходимых подготовительных мероприятий Казкоммерцбанк сделает официальное предложение всем своим акционерам о приобретении акций БТА в порядке и на условиях, определенных банком (имеется в виду Казком – КазТАГ)”.

 И наконец, в заключительной части сообщения говорится о том, что деконсолидация стала “последним этапом плана интеграции между ККБ и БТА, одобренного внеочередными общими собраниями акционеров обоих банков от 26 декабря 2014 года”.

То есть получается, что БТА нужен был Казкому для того, чтобы подчистить свой баланс от токсичных активов, слив их некогда самому крупному частному банку СНГ. А намерение продать абсолютно плохой БТА больше напоминает пляску на костях.

Вопросы без ответов

В тоже время возникает несколько вопросов о дальнейшей судьбе БТА и госсредствах, затраченных на его поддержку после принудительной национализации в 2009 году. Во-первых, найдутся ли инвесторы, которые пожелают купить столь проблемный актив с туманными перспективами по возврату плохих кредитов?

Во-вторых, кто будет возвращать, потраченные на поддержку БТА средства Национального фонда и Нацбанка? А ведь по разным оценкам, помимо денег ФНБ “Самрук-Казына”, которые обязался возвращать Казком, на поддержание БТА на плаву было потрачено еще от $5 до $7 млрд!

И, в-третьих, остается не совсем понятным, почему БТА банк чиновники не разделили на хорошую и плохую части сразу же после его национализации в 2009 году, тем более, что законодательство позволяло это сделать? Ведь в этом случае государству не пришлось бы тратить дополнительные ярды долларов для его поддержки.

Неужели правы все-таки те, кто утверждает, что столь долгое и затратное дело по поддержанию БТА банка на плаву было необходимо для того, чтобы использовать его в качестве юридического инструмента для борьбы с его бывшими собственниками?

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.