Придётся показывать доход и платить налоги. КГД запускает WhatsApp для народного контроля над казахстанскими торговцами

В апреле через банковские карты прошло 700 млрд тенге, на 6% меньше прошлогоднего. Усилия Нацбанка, банков, Минфина по расширению безналичных расчетов – напрасны? Почему люди стали меньше платить картами? – Треть, официально и более 40% - по расчетам КГД, внутренней торговли в Казахстане приходится на базары и ИП. А торгующие там карты не принимают и устанавливать pos-терминалы не спешат, хотя должны. Zona.kz исследует ситуацию

По данным Нацбанка, на 1 мая в Казахстане было 14,8 млн держателей банковских карт — рост на 3% против прошлогоднего. Дебетных — 78%, кредитных карт – 16%. Понятно, что число карт растет в немалой мере потому, что банки выдают карты в довесок, не заботясь о том, нужны ли они клиентам. Часть оформленных кредитных карт остается неиспользованной, с дебетных часто только снимают наличные. Но условия и бонусы держателям: кэшбек (возврат наличными), скидки склоняют граждан к их использованию.

Торговец на Зеленом базаре – это звучит бедно

Правительство утвердило перечень с 14 видами предпринимательской деятельности, в которых pos-терминалы обязательны: общественное питание, гостиницы, продажа билетов на авиа и железнодорожный транспорт, оптовая и розничная торговля. С 1 июля обязательны pos-терминалы в реализации алкоголя, топлива, ГСМ.

Однако пока ничего не изменилось. “Сотни продавцов на алматинском Зеленом базаре предлагают отличное мясо, икру, балыки, деликатесы, молочные продукты. Торговля бойкая, деньги текут рекой. Но покупателю с банковской картой там делать нечего. У продавцов нет pos-терминалов. Нужны наличные. К банкоматам — очередь. Предприниматели, отказывающиеся ставить pos-терминалы, объясняют, что покупателей, готовых оплатить картой – мало. Значит, оборотов по безналичным платежам не будет. И вообще, установка pos-терминалов — коварство налоговиков, мечтающих удушить розничную торговлю. Попытка получить фискальный чек вызывает у продавцов полное презрение”, — описывает на своей странице в Fasebook ощущения от шопинга председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин.

Торговцы уверяют, что на Зеленом простые люди торгуют, зачем их душить pos-терминалами? — Покупатели на базар идут, чтобы купить дешевле, свежее, иметь больше выбора, чем в супермаркете. Если учесть накидку на овощи, то есть на килограмм 5-10 тенге, это немного, в месяц, может, чистыми 100-120 тысяч тенге. Многие работают по патенту. Чтобы завести pos-терминал, надо счет открыть, вникнуть. С поставщиками картой не рассчитаешься. Идти в банк и платить комиссию за снятие?

На Зеленом простые люди? Цены знаете?Мясо на несколько человек для шашлыка – 10 тысяч. Два лимона – 300 тенге. Помидоры — 500 за кило. На Зеленый идут купить лучше и дороже, да. Поэтому готовы переплатить. “Накидывают” продавцы не пять копеек. Обороты их знаете? — Там — перекупщики-барыги. Многие владельцы элитных бутиков хотят стать “простыми людьми” с торговой точкой на Зеленом. На Зеленом нет хозяев коров и дач. Бабушки с товаром с огорода торгуют за пределами рынка, — отвечают торговцам граждане. “По патентам можно посчитать. Предел по патенту — 300 минимальных заработных плат (МЗП) по 21364 тенге. Максимальный оборот — 6409200 в год, 534100 тенге в месяц. Ежедневная выручка — 17803 тенге. Если продавцы “накручивают” 5%, то они должны быть нищими, поскольку зарабатывают они в день – 890, в месяц — 26 705 тенге”, — добавляет веский аргумент Михаил Кленчин.

Базар умрет, если pos-терминалы поставить

“На начало года в Казахстане было зарегистрировано 752 рынка. Общая площадь — 6 млн кв м. Торгующих — 101700: на патенте – 68700, на упрощенном ИП – 31500, в общеустановленном режиме — 1500. За 2014 год поступление налогов по ним — чуть более 5 млрд тенге. Официально на базары и ИП приходится порядка 30% от внутренней торговли, по нашим расчетам — более 40%. По статистике, розничная торговля за 5 месяцев составила 1 трлн тенге. Соответственно, обороты базаров и ИП составили 300 млрд тенге, ориентировочно”, — сообщает председатель Комитета государственных доходов (КГД) Минфина Даулет Ергожин.

Торговцы так обосновывают позицию о смерти от pos-терминалов. Во-первых, pos-терминал – это волокита, затраты на его содержание и комиссии банкам. Во-вторых, в других странах базары не принимают карты и не используют кассовых аппаратов: в Австралии на базарах нет pos-терминалов, в Калифорнии, в Аделаиде на постоянных ярмарках карты не принимали, в Абердине (Шотландия) в этом году на постоянной ярмарке — только наличные. В восточной Европе карты на рынках — не везде. В-третьих, в Казахстане, торговцы на временных ярмарках и лица, торгующие сельхозпродукцией, освобождены от применения pos-терминалов? В-четвертых, кто-то лоббирует интересы банков и пытается поймать торговцев на штрафах: за отсутствие pos-терминала штраф ИП — 40 МРП, ТОО – 60-80 МРП.

Никто не освобожден от pos-терминалов

Покупатели все больше привыкают к использованию карт. И в споре с торговцами они находят убедительные контаргументы: в Турции на выездной ярмарке в отеле принимали карты, в Австралии: Сиднее, Мельбурне, Бризбене только картами три года подряд расплачивались, в Дубае — карты на базарах, в Корее, с бабушкой, торгующей на базаре рыбой, легко расплатиться картой, в Актау на базарах есть точки, где картой можно платить.

По ярмаркам в США г-н Ергожин объясняет: “Суть разная. На farmer markets (ярмарках) оплата налога проходит путем снятия налога на землю, на которой они проводятся за определенный период, в некоторых штатах введен разовый сбор для таких ярмарок. В нашем случае базар — это постоянная стационарная торговля”. В целом же “… в Германии 95% розничного товарооборота происходит через торговые дома, во Франции — 85%, в Корее до 90% платежей проводится безналично. Корея начинала с того места, где Казахстан находится сейчас и за 6 лет по безналичным платежам дошла до нынешнего состояния. После изменения законов, осенью, в Казахстане процесс ускорится”.

На временных ярмарках и продавцы сельхозпродуктов сейчас уже должны иметь кассовые аппараты и pos-терминалы. Отсрочка закончилась.

Задача фискальных чеков в Грузии, например, уже решена. На каждом чеке печатается QR-код. Достаточно его снять сотовым телефоном и отправить на сайт налоговой инспекции Грузии. А там — непрерывная лотерея: сотовые телефоны, электроника. Поэтому люди требуют чеки. В Казахстане чековую лотерею тоже, вроде, ввели. Собирают фискальные чеки в Алматы в больших супермаркетах. И даже есть призёры с авто. Кто знает, чек требует, даже если берет дешевую пачку сигарет.

Организовать бы “народный” контроль за продавцами, вынуждающими платить наличными, — предлагают покупатели комитету госдоходов.

— После праздников запустим WhatsApp по каждой области. Народный контроль должен быть, — грозиться г-н Ергожин.

Банки в вопросе pos-терминалов невнятны

Надо терминалы сделать выгодными и покупателям, и продавцам. Работают они от аккумуляторной батареи и sim-карты, подключаются банками на разных условиях. Какие-то – на условиях аренды — 20 тысяч в месяц и 2-2,5%-ой комиссии. Евразийский и kaspi дают в безвозмездную аренду. Берут только комиссию за “посадку” денег на счёт.

Pos-терминалы, признаваемые банками, работают при наличии проводной телефонной линии или интернета по локальной сети, чего на базарах нет. Стоимость Мегалайн для малого бизнеса — около 16000 тенге в месяц. Закуп товара у базарных — только за наличные. При оборотах менее 100 тысяч банки не поставят бесплатный терминал. Решением для ИП мог быть мини-pos. Работает через смартфон. Стоит 5000-7000 тенге. Но чек не дает. Для простого торговца расходы на терминал равны месячной аренде прилавка, вот и не хотят тратить деньги”, — рассуждают продвинутые торговцы.

 “Комитет госдоходов просил НПП Атамекен собрать банки и провести общее совещание. В программах банков, в том числе, бесплатных, по представлению pos-терминалов, много непонятного. По увеличению безналичных расчетов КГД внес предложения в правительство. До осени разработаем пакет законодательных мер”, — обещает Даулет Ергожин.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.