Народу скучно живется без слухов о девальвации, любил говаривать экс-глава Нацбанка РК Григорий Марченко. Конечно, в этой сентенции была доля правды. Слухи о девальвации будоражат воображение, заставляют людей считать свои деньги, приобретенную или упущенную выгоду – и пусть эти расчеты чаще виртуальны, чем реальны, тем не менее…
Тем не менее – никто не хочет оказаться в ситуации, в которой оказались прежде всего простые казахстанцы, вкладчики и заемщики банков, вкладчики пенсионных фондов, да просто рабочие и труженики, пенсионеры и студенты, получающие доходы в тенге, в феврале 2014 года. Именно поэтому сентенция Марченко до сих пор жива.
Отныне предсказуемый Нацбанк
Действия Национального банка по расширению валютного коридора, которое состоялось 15 июля с.г., практически все эксперты назвали предсказуемыми и ожидаемыми. Что уже неплохо. Это во стократ лучше, чем говорить «белое», глядя на черное. Председатель Нацбанка РК Кайрат Келимбетов в прошлом году совершил непоправимую ошибку: он даже не уклонялся от ответа на вопрос о возможной девальвации, не юлил, не напускал тумана, буквально за две недели до 14 февраля в здравом уме и трезвой памяти однозначно утверждая, что никакой девальвации не будет. Но девальвация случилась, это был откровенный обман, грабеж среди бела дня, и подобные вещи вряд ли подлежат прощению чиновнику такого уровня.
Поэтому сегодняшняя «предсказуемость» – это бонус за все страдания и финансовые потери тех, кто безоговорочно верил главе центробанка.
Итак, 15 июля Нацбанк расширил обменный курс тенге по отношению к доллару, так как тот практически достиг верхней границы валютного коридора. Был коридор 185 +3/-15 тенге, стал — 185 +13/-15 тенге.
Главный мессидж, который был послан населению страны: резкой девальвации тенге не будет. Если и будет ослабляться нацвалюта, то плавно и безболезненно.
Впрочем, население к данному сценарию, памятуя свой печальный опыт-2014, готово. Не берет кредиты в инвалюте, держит преимущественно валютные вклады, пристально следит за глобальными рынками (если понимает в этом толк) или по крайней мере за валютными курсами и риторикой топ-менеджеров центробанка.
Именно по причине того, что не только население, но и в первую очередь финансовые компании и крупнейшие компании страны, уже давно переложились в доллар, смысл одномоментной девальвации отпадает. Кроме того, благоприятный момент, когда экспортеры, а значит, крупнейшие налогоплательщики страны, могут получить колоссальные дивиденды за счет девальвации нацвалюты, упущен – это нужно делать по сложившейся традиции в налоговый период (первая девальвация тенге была проведена 4 февраля 2009 года, вторая – 14 февраля 2014 года). Конечно, в этом году вполне могла бы состояться третья девальвация, но впереди были президентские выборы, да и народ стал довольно искушенным.
Что впереди
Коридор, определенный Нацбанком РК на неопределенный срок, вероятно, просуществует до конца года. Без определенного труда.
Международные аналитики, конечно, нагнетают страхов. Так, в частности Moody’s высказался в том духе, что Казахстан столкнется с необходимостью девальвировать нацвалюту на 20% к концу 2016 года. Такой большой горизонт прогноза вызывает большой скепсис – за полтора года много воды утечет, и ситуация может кардинально измениться. Куда важнее иметь краткосрочные прогнозы.
Недавно Казахстанская фондовая биржа опубликовала любопытные расчеты. По мнению ее специалистов, скорость девальвации тенге к доллару США по средневзвешенному биржевому курсу оценивается в текущем году в 4,89% годовых. За первые пять месяцев 2015 года уровень девальвации тенге к доллару США в номинальном выражении составил 1,97%.
Если рассчитать курс «будущего тенге», хотя бы образца декабря 2015 года, то так и выходит: верхняя граница коридора не должна превышать 198-200 тенге за доллар.
Национальный банк полностью устраивает текущая ситуация. И хотя все говорят о неопределенности на определяющем (простите за каламбур) для Казахстана нефтяном рынке и, как следствие, валютном, и, прежде всего, о давлении на национальную валюту, ничего подобного. Именно сейчас ситуация довольно предсказуемая. Тенге будет слабеть, но не сильно. До тех пор, пока цены на нефть будут оставаться на низком уровне.
Главный ориентир: курс тенге к рублю. Пока тенге довольно сильно переоценен по отношению к российской валюте: примерно на 34%. Российская валюта, поскольку Россия для Казахстана основной торговый партнер, является своеобразным бенчмарком для валютных устремлений. Если брать в расчет эту логику, то тенге необходимо девальвировать на треть. Однако экономическая ситуация в России действительно очень турбулентна, и устанавливать новый курс за счет мгновенной девальвации – большой политический риск. Ведь, например, не секрет, что после девальвации 2009 года Нацбанку РК некоторое время приходилось искусственно сдерживать укрепление тенге, чтобы не вызвать народный гнев: дескать, сначала девальвация, и через короткий промежуток – ревальвация тенге!
P.S. Один неотвеченный вопрос остался. Получит ли национальная валюта кредит доверия от казахстанцев? Ей казахстанцы доверяют безусловно. Ведь они получают все свои доходы исключительно в тенге. И оплаты в долларах, евро или юанях даже не требуют…
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.