Тренды ФБ. «Взбесившиеся трамваи», «Бросок на амбразуру» и «дело о миллионе»

Отчетный период можно условно обозначить как Время Великой Грызни — обычные пользователя Фейсбука с удивлением и даже неким омерзением могли наблюдать, как выясняют отношения зубры казахстанской журналистики, мастодонты казахстанской оппозиции, динозавры гражданского общества. Очевидно, чтобы не отставать от подающих пример уважаемых людей, юзеры попроще тоже решили найти тему для столкновения лбами, словно бараны на узком мосту. Благо, эту тему им предоставила взбесившаяся техника

Вечером 13 октября взбесивший трамвай разметал на алматинском перекрестке Макатаева-Сейфуллина 17 автомобилей, тоскующих в традиционном для южной столицы заторе. Отметим, что это уже второе подобное происшествие за три недели — 21 сентября неуправляемый трамвай, двигаясь по Байтурсынова от перекрестка Масанчи-Шевченко оставил за собой 14 покореженных автомобилей. В тот раз «Алматыэлектротранс» переложил вину за крупное ДТП на плечи дорожной полиции, представители которой якобы потребовали убрать транспорт с проезжей части. Перепуганная вагоновожатая, знавшая, что ее железный конь не исправен (оттого и остановившая его, высадив пассажиров), подчинилась — и вот результат. 1 октября уволился прежний директор ТОО «Алматыэлектротранс», новый же отметил свой приход на этот пост еще большим количеством уничтоженного автохлама, заполонившего улицы Алматы.

Воины Фейсбука, радостно визжа, разделились на две группы. Первая из них с пеной у рта доказывает второй, что скрипач, то бишь трамвай — не нужен. Убрать их с улиц города и сравнять рельсы с землей, точнее, с асфальтом, предлагает эта группа. Наиболее цивилизованный пост на эту тему оставил Ержан Рашев, в мечтаниях уносящийся далеко в небеса, точнее — в кресло акима Алматы, которое пока что греет Бауржан Байбек.

трамвай в алматы

Вторая же стоит на том, что трамвай — один из элементов, составляющих неповторимый облик «нашей любимой Алматушки» и даже думать о его исчезновении — кощунство, а призывающие к его упразднению должны гореть в аду.

Жаль, не нашлось места третьему мнению — о том, что трамваи нужны дабы медленно, но верно сокращать поголовье автомобилей на улицах города. Если Лужков в Москве для этой цели использовал бульдозеры и эвакуаторы, то в Алматы эту роль принял на себя трамвай. Видимо, тонкий интеллект электротранспорта таки не выдержал засилья на обочинах улиц города как попало припаркованных алюминиевых чудовищ — и восстал.

Трамвайные споры затихли так же резко, как и начались. Что лишний раз доказывает — фейсбучному сообществу важен не поиск истины, а сам процесс в виде споров, оскорблений, банов и расфрендов.

Второй темой для горячих обсуждений стало недавнее задержание Ермека Нарымбаева и Серикжана Мамбеталина по причине разжигания обоими межнациональной розни. В этом их обвинили участники общественного объединения «Желтоксан-86» во главе с неистовой Гульбахрам Жунис. Напомним, что она несколько лет назад руководила процедурой обкладывания куриными яйцами Владимира Козлова, экс-председателя незарегистрированной партии «Алга». Шоу состоялось в офисе Национального пресс-клуба, где Владимир Козлов, Серикболсын Абдильдин и ряд других товарищей хотели объявить о намерении лидера «Алга» выставить свою кандидатуру на будущих президентских выборах. Чуть позже, уже на крылечке Нацпресс-клуба Гульбахрам сцепилась в рукопашной схватке с известным казахским журналистом Шарипом Куракбаевым, окончательно лишившись женского облика.

На сей раз Жунис и единомышленники дали пресс-конференцию сами, в ходе которой обвинили Мамбеталина и Нарымбаева в очернении казахов путем размещения в Фейсбуке отрывка из неопубликованной книги Мурата Телибекова «Ветер с улицы». Отметим, что Мамбеталин и Нарымбаев сегодня являются наиболее ярыми сетевыми критиками власти, всячески жонглируя именем того, Кого-Нельзя-Называть. Так что их задержание может быть некоей превентивной мерой, предостерегающей фейсбучных смельчаков от дальнейших внесетевых действий.

На странице Ермека Нарымбаева разгорелась нешуточная кампания, призывающая всех подписывать петиции в пользу задержанного, обращаться в ООН, Гаагу и местком. Диванная сотня порядком оживилась, чего не наблюдалось даже тогда, когда тот же Нарымбаев предлагал воспрять и организовать партию Фейсбука. Тем, кто принимал решение об аресте Нарымбаева и Мамбеталина, стоит призадуматься — не перегнули ли они палку и не побежит ли теперь вся эта диванная толпа и впрямь регистрировать партию.

По касательной тема задержания зацепила и самого виновника торжества — Мурата Телибекова, который обратился к своей аудитории с жалобой на наглых журналистов гнезда Ергалиевой, которые потребовали от него набраться мужества и высказать свое мнение по поводу ареста Мамбеталина и Нарымбаева. Телибеков в свою очередь призвал журналистов научиться выражать свое личное отношение к происходящему — дескать, очень легко других толкать на амбразуру и провоцировать на высказывание опрометчивых слов, чтобы у репрессивных органов был повод для соответствующих мер. Под этим его постом развернулась дискуссия, которую посетила лично Гульжан Ергалиева, дабы высказать свое «фи» автору. Телибеков в долгу не остался, обозвав Ергалиеву «мадам». И все завертелось. Впрочем, это лучше видеть своими глазами…

Гульжан Ергалиева и ее суд по возврату 1 миллиона долларов, отданному некогда Карлыгаш Жакияновой — это на сегодня главный тренд ФБ, с которым внезапно сплелась в чувственных объятиях борьба сотрудников сайта «Ратель» против его незаконной блокировки. Начнем с миллиона, тем более что по законам приключенческого жанра главным героем современных произведений такого плана, как некогда писал Виктор Олегович Пелевин, является большая черная сумка с деньгами. Вот такая большая черная сумка и приковала к себе внимание патриархов отечественной журналистики. Сергей Дуванов, к примеру, уже дважды обратился к этой теме. И во второй раз прошелся по злосчастному миллиону и самой Ергалиевой буквально паровым катком, всячески стараясь выставить чету Жакияновых невинными ангелами во плоти, которые деньги по-любому бы отдали. Как будто Сергей Владимирович внезапно проснулся в стране эльфов, а не в Казахстане, где кинуть ближнего своего, пока он не кинул тебя — самое милое дело.

Впрочем, Гульжан-апай в долгу не осталась. Последний на момент написания обзора пост у нее обличает всех и вся, кто влез со стороны в «дело о миллионе». Вспоминает, как голодала 11 суток в знак протеста против осуждения Дуванова за шашни с малолеткой, а потому «Сергей, не опускайся так низко, не занимайся клеветой на меня, не теряй моего к тебе уважения!». Досталось в этом посте и Марату Асипову, в настоящий момент проявляющему весьма высокую активность в Фейсбук вследствие блокировки «Рателя». Почему-то тема «Рателя» несказанно раздражает Гульжан Ергалиеву, которая несколькими постами ранее написала буквально следующее: «Кучка борзописцев, напялив на себя образа страдальцев по поводу виртуальных гонений, цинично собирают деньги с людей в свои шелковые карманы под благородной вывеской защиты прессы, хотя сами никогда не поддерживали ни словом, ни рублем ни одного из уничтожаемых журналистов».

Если внимательно отслеживать комментарии и страницы указанных в посте Ергалиевой деятелей от журналистики, вырисовывается неприглядная картина взаимной неприязни между представителями так называемой старой гвардии. Возможно, думаю я, именно в этом кроется причина разобщенности журналистского цеха, явно живущего по тюремной заповеди — «Умри ты сегодня, а я завтра». И это очень печально, друзья.

Берегите себя и своих близких!

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.