Никакой валютной дискриминации: евро равен доллару

Каким будет курс тенге к доллару к концу 2015 года? Установится ли ожидаемый некоторыми экспертами паритет евро и доллара и в какой перспективе? В чьих интересах, чтобы доллар продолжал расти? Какие выгоды от паритета могут получить казахстанцы?

Интрига последней недели: аналитики мировых финансовых институтов, и прежде всего, Goldman Sachs Group Inc., вновь вспомнили о многообещанном ими паритете евро и доллара. В первом квартале этого года только ленивый не говорил о предстоящем равенстве двух основных валют. Правда, горизонт этого вожделенного для многих события был различен: одни предсказывали такие перспективы уже к концу 2015 года, другие смотрели немного дальше, полагая, что этот фантастический сценарий может осуществиться лишь к 2017 году.

Обсмаковав интересную тему, аналитики успокоились. Нужно было дождаться сентябрьского заседания Федеральной резервной системы (ФРС) США, чтобы окончательно понять, осуществим ли данный сценарий.

От ФРС зависит все

Это действительно так. Ситуация на глобальном валютном рынке находится в прямой зависимости от политики ФРС. С конца 2008 года, когда мировой финансовый кризис достиг своего пика, ФPС удерживает процентную ставку на рекордно низком уровне — в целевом диапазоне от 0 до 0,25 процента годовых. За последние семь лет мир изменился неузнаваемо, и только политика ФPС остается константной.

Когда в начале года аналитики говорили о паритете, они, конечно, подразумевали, что в 2015 году неминуемо произойдет повышение процентной ставки. Многие ставили на сентябрь. Но несмотря на то, что намеки о грядущих переменах со стороны главы американского Центробанка Джанет Йеллен были, давно ожидаемый шаг она так и не сделала.

Аналитики упрекают главу ФРС и ее коллег, что они буквально в самый последний момент дрогнули. Оценив ситуацию на мировом рынке, которая ухудшается, в первую очередь из-за торможения экономики Китая, но если посмотреть вокруг, то и там мало оптимистичных вещей, глава ФРС не рискнула выйти из зоны привычного комфорта. Смысл бездействия таков: нельзя способствовать оттоку капитала с развивающихся рынков, которые, в случае повышения процентной ставки в США начнут активнее вкладываться в американские облигации. Этот отток многие экономики, находящиеся на грани коллапса, могут просто не пережить.

Таким образом, Джанет Йеллен, выбрав из двух зол меньшее, отправила евро в космический полет – европейская валюта буквально за один день взлетела до 1,14. И тут посыпалась критика политики ФРС со всех сторон: ожидания формировались не один день, и были безрассудно разрушены, как песочный замок.

Впрочем, на прошлой неделе ФРС решила то ли исправить свою ошибку, то ли придать оптимизма унылому рынку. 28 октября из главного офиса Центробанка последовал недвусмысленный намек о готовности в декабре наконец-то начать нормализацию денежной политики. Валютный рынок отреагировал мгновенно: сразу после завершившегося в Вашингтоне заседания руководителей ФРС курс евро, достигавший почти 1,11 доллара, мгновенно опустился до 1,09.

Самое интересное, что прозвучали только намеки: дескать, на следующем заседании в декабре будет изучен вопрос «об уместности повышения процентной ставки», а рынки уже воспрянули. Аналитики уверены, что американская реальность подталкивает Центробанк к такому решению: экономика чувствует себя превосходно и снабжать ее дешевыми кредитами уже нет никакой необходимости.

Но еще неизвестно, как ФРС посмотрит на этот вопрос 16 декабря…

Самое интересное – в декабре

В октябре ФРС США и Европейский Центральный банк (ЕЦБ) воздержались от действий, однако оба центральных банка подчеркнули, что изменение политики может быть осуществлено на заседаниях в декабре. Эксперты предполагают, что Центробанки могут двигаться в разных направлениях: ФРС будет повышать процентные ставки впервые после окончания финансового кризиса, а ЕЦБ может снизить ставку по депозитам и увеличить программу покупки активов.

В этих условиях Goldman Sachs Group Inc. полагает, что его давний прогноз по поводу паритета доллара с евро сбудется уже в декабре, так как денежно-кредитные политики ФРС и ЕЦБ собираются разойтись.

«После болезненного периода с марта, рынкам потребуется время, чтобы снова поверить в это сообщение, – уверен Робин Брукс, главный валютный стратег Goldman Sachs в Нью-Йорке. – Но мы думаем, что они поверят и это снизит пару евро-доллар до $1,05 до 3 декабря, и мы прогнозируем, что к концу года пара достигнет паритета».

Официальный трехмесячный прогноз Goldman Sachs по доллару составляет $1,02 за евро – самый бычий по сравнению валютными прогнозами на конец года, собранными Bloomberg.

Например, Джон Харди, главный валютный стратег инвестиционного банка Saxo Bank, представил Интернет-газете ЗОНАКЗ свой отчет, в котором акцентировал внимание на следующих пунктах: «Два ключевых изменения в заявлении ФРС заключаются: (1) в отказе от фразы, выражающей опасения относительно динамики мировой экономики (ее слишком стремительное появление в заявлении и исключение из него может навредить репутации ФРС) и (2) в явном упоминании того, «насколько уместным будет» повышение ставки на следующем заседании». Однако аналитик говорит о том, что инвесторы не верят в этот сценарий.

Выгоды европейской экономики заключаются в том, что с достижением паритета европейская экономика получит стимул для своего роста. А в чем заключаются наши выгоды? Когда речь идет о развивающихся экономиках, то расхождение политик ФРС и ЕЦБ не несет ничего хорошего. Рост американской валюты будет способствовать новому витку обесценения сырьевых валют, коими являются и тенге, и рубль. В этом случае реально может выиграть только тот, кому нужен более дешевый евро – для инвестиций в еврозону, покупку недвижимости, для путешествий.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.