Событие недели. Данияр Акишев посажен на Нацбанк, «дело Бозумбаева» финишировало в первой инстанции

Тенге быстро отступает под натиском доллара. Многие опасаются, что отступление перейдет в паническое бегство. Аким Павлодарской области заступился за сына и неравномерно наказал оппонентов

Данияр Акишев не смог своим появлением во главе Нацбанка компенсировать отсутствие роста мировой цены на нефть. Тенге помнит, как в середине сентября отскакивал в ходе торгов за отметку в 300 за «бакс» и уже с новым финансовым начальником страны безудержно ушел за эту черту. Ну а Канат Бозумбаев продемонстрировал, что Павлодарскую область и находящуюся на ее территории часть судебной системы крепко держит в своих натруженных акимских руках.

Историк и политолог Нурбулат Масанов (к сожалению, уже девять лет как покойный), в своих интервью регулярно отмечал, что для традиционной казахской ментальности государственный управленец моложе 40 лет воспринимается в качестве мальчишки. Как раз из этой серии назначение Данияра Акишева, 1976 года рождения, на пост руководителя Национального банка Республики Казахстан.

В первый день появления новой фигуры (за которую проголосовали все сенаторы «в соответствии с подпунктом 4) статьи 44, подпунктом 2) статьи 55 Конституции РК») на высшей номенклатурной шахматной доске, были даже робкие попытки ожидания чуда. Петр Своик в интервью порталу «Информбюро» так и заявил: «У Акишева есть шанс отметиться тем, что он вернёт курс тенге на отметку 250 тенге за доллар. Потому что Келимбетов с разовой, одномоментной девальвацией явно палку перегнул». Оптимизм оказался явно неуместным. Тулеген Аскаров в том же обзоре высказался гораздо осторожнее: «При всем уважении к персоне господина Акишева, никто его не знает». Поэтому когда тенге в очередной раз упал и не отжался – к экономическому обозревателю никаких претензий нет, ведь предугадать поведение «кота в мешке» крайне сложно.

Сам Нурсултан Назарбаев свое решение о замене Кайрата Келимбетова обосновал так: «Сейчас снижено доверие к банку и национальной валюте – тенге, этого допустить нельзя. В стране ощущается дефицит тенговой ликвидности, снижается объем кредитования экономики. Это плохие показатели, над их исправлением необходимо работать. Уверен, что образование и опыт Данияра Акишева помогут справиться ему с этой задачей». Трудно сказать как оценивает первые дни работы нового главного банкира президент, но обыватель совершенно не в восторге. Само известие о смене старого руководителя Нацбанка на нового заставило доллар подорожать на 4 тенге. Дальше – больше.

«Тенгриньюс» приводит карьерно-биографические данные нового финансового топ-управленца: «Он – уроженец Алматы. Выпускник Казахской государственной академии управления, по специальности – экономист. В разные годы работал ведущим экономистом Центрально-Азиатской фондовой биржи. Был на разных должностях в Департаменте исследований и статистики Национального банка республики. Занимал пост директора Департамента исследований и статистики Нацбанка. В период с 2007 по 2014 год был заместителем председателя Национального банка РК. После чего стал заведующим отделом социально-экономического мониторинга Администрации Президента РК. С августа этого года он временно исполнял обязанности помощника Главы государства».

Дальнейшее пике тенге не кажется удивительным, если принять во внимание, что г-н Акишев занимался статистикой. К статистике у населения Казахстана давно никакого доверия нет, поскольку методики расчета большинства вещей и явлений слишком кривые и корявые. Ну а результаты статистической работы невольно проецируются на умственные и прочие способности тех, кто ее выполняет.

Ресурс «365info» сообщает, что «назначение его на пост председателя НБРК могло произойти еще летом 2007 года, когда он был назначен зампредом Нацбанка. Тогда в среде аналитиков периодически возникали слухи о том, что кандидатура Акишева стоит в первоочередном списке претендентов на пост главы Нацбанка вместо Марченко. Но, по видимому, Данияр Акишев не вписывался в команду Кайрата Келимбетова, и для молодого, но эффективного банкира подобрали другую должность». Все указывает на то, что для банкиров слово «эффективный» имеет совершенно другое наполнение, чем для человека, чьи сбережения и зарплата тают как снег на солнцепеке.

В досье газеты «Капитал» указано, что г-н Акишев «владеет казахским, русским, английским языками», то есть в лингвистическую линию Нурсултана Назарбаева на триязычие вписывается. Здесь же приведен комментарий экономиста Олжаса Худайбергенова из фэйсбука: «Насколько я знаю экономические взгляды Акишева, он был сторонником сценария резкой девальвации. Но требовать это, не неся никакой ответственности, легко. Другое дело теперь уже самому придется принимать полную ответственность за свои взгляды». Пока можно констатировать, что взгляды Данияра Акишева и происходящие с тенге события однозначно совпадают.

Так называемое «дело Бозумбаева» завершилось приговором Специализированного межрайонного суда по уголовным делам Павлодарской области. Сайт «Информбюро» сообщает: «Суд сегодня назначил наказание журналисту Ярославу Голышкину 8 лет лишения свободы в колонии строгого режима, экс-депутату Аскару Бахралинову – 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества, предпринимателя Сулейменова, пойманного с поличным при передаче денег, освободили из зала суда, ему назначили наказание – 7 лет ограничения свободы. Экс-полицейский Фархат Алясов получил 3,5 года лишения свободы с конфискацией имущества и лишения звания майора полиции. Стоит отметить, что Ярослав Голышкин выслушал приговор с улыбкой на лице». Всех подсудимых обвиняли в вымогательстве $500 тысяч у Каната Бозумбаева, акима Павлодарской области. В материале также указывается: «По словам коллег, Ярослав Голышкин занимался журналистским расследованием дела об изнасиловании в резиденции главы региона. Редактору газеты «Версия» удалось записать на видео интервью с потерпевшей. Этой записью, по данным следствия, и шантажировали акима. Девушка, якобы, обвиняла в случившемся сына акима и его друга. Прокуратура области факт изнасилования подтвердила, однако отметила, что сын Каната Бозумбаева проходил по делу свидетелем. Дело закрыли за примирением сторон».

Каждый болеет за свою команду и журналистское сообщество не исключение. На сайте Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» достаточно прочитать заголовки к «Делу Бозумбаева»: «Фемида рассудила: журналисту 8 лет лишения свободы, вымогателю – условный срок».

Веб-ресурс «Контур.KZ» разместил материал «Кузус Бозумбаева». В частности, там акцентируется: «Со времен Максата Усенова чадолюбивых чиновников общественность Казахстана совершенно не приветствует. Можно даже сказать ненавидит. Однако это не единственный промах Каната Бозумбаева. Кульминация истории с изнасилованием/вымогательством пришлась на период, когда область и Павлодар в частности переживают постдевальвационное похмелье – население озлоблено и взвинчено. На этом фоне любой беспредел со стороны фигур во власти воспринимается болезненно, а «дело Бозумбаева» и по республиканским меркам крайне затруднительно назвать рядовым»; «Вполне возможно, что г-н Бозумбаев думает, будто продемонстрировал всем свою мощь. А в реальности он полученную от жизненных обстоятельств «черную метку» еще больше оттенил «эбонитовым» собственноручно».

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.