В наше время крупные политические фигуры — редкость. Кроме Назарбаева с Путиным и назвать-то некого. Дело, наверное, в том, что великие политики выходят на сцену только в переломные для мира времена, в его минуты роковые.
Будущий диктатор Франко в политику вообще не собирался. Он был потомственный военный и с большим энтузиазмом реализовывал себя на этом поприще. Закончил пехотное училище, попросился на войну – и в 1916 году после ранения стал самым молодым майором в испанской армии.
Майор по-испански «команданте». Красивое слово, в нём слышны барабаны и военные трубы, зовущие парня двадцати трёх лет и ста пятидесяти семи сантиметров росту к новым победам. И он шагал и шагал вперёд. В 34 года Франко был уже генералом — самым молодым в Европе. Его любили в войсках. Маленький генерал считался храбрым и везучим.
При этом Франко продолжал уклоняться от политики. В начале 1930-х Испания перестала быть монархией. Что же, сказал генерал, республика так республика. Но страна продолжала «леветь», её уносило к СССР, туда, где экспроприация и коллективизация. Генералу Франко такие идеи были уже совсем не по душе, как и многим испанцам. Но другим его землякам, наоборот, коммунистические идеи очень нравились, и таких людей тоже было много.
Началась гражданская война. Она оказалась не менее кровавой, чем наша Гражданская. Испанским красным активно помогал СССР, а белых, которыми командовал Франко, поддерживали фашистская Германия и фашистская Италия. Сам генерал был испанский патриот, уважал традиции и ненавидел «красные орды», но ему была глубоко чужда расовая теория германских национал-социалистов. Он даже спасал евреев, бегущих от Гитлера. Одновременно принимая от него военную помощь.
К весне 1939 года Франко победоносно закончил войну с красными, стал генералиссимусом и «каудильо», что означает по-испански «вождь», «национальный лидер». Теперь ему предстояло как-то уворачиваться от объятий Адольфа Гитлера. Это было нелегко: немцы ждали ответной благодарности. Тем более, что Гитлер вскоре начал войну на три фронта. Но Франко сумел уклониться от смертоносной дружбы с фюрером. Он, правда, позволял немецким военным судам останавливаться в испанских портах, разрешал транзит продовольствия из Южной Америки в Германию. Но ввести войска вермахта на территорию Испании не дал. А когда Гитлер поставил ребром вопрос о военной помощи, Франко отправил на Восточный фронт одну дивизию и умудрился сохранить дипломатические отношения с Англией и США.
Черчилль отзывался о гибкой стратегии каудильо без восторга, но, по-моему, со скрытой завистью:
«Политика генерала Франко на всем протяжении войны была исключительно своекорыстной и хладнокровной. Он думал только об Испании и испанских интересах. Благодарность Гитлеру и Муссолини за их помощь была ему чужда. Этот тиран с ограниченными взглядами думал лишь о том, чтобы предотвратить участие своего обескровленного народа в новой войне».
В мае 1945 года Испания вышла из мировой бойни практически без потерь, без оккупации, без аннексий и контрибуций. «Тиран с ограниченными взглядами» сохранил в целости и сохранности страну и собственную власть. Он вообще был очень хитрый человек. Франко ведь родом из Галисии. Про жителей этого небольшого северо-западного района Испании говорят так: галисиец всегда отвечает вопросом на вопрос, а когда ты встречаешь галисийца не лестнице, никогда не знаешь – поднимается он или спускается.
Тем не менее, до конца 1940-х за Франко ещё тянулся шлейф союзника Гитлера. Испании объявили международный бойкот, отказали во вступлении в ООН. Многие демократические страны даже порвали с Франко дипломатические отношения. США не включили Испанию в план Маршалла. Но уже шла холодная война, и американцы решили, что такими союзниками по борьбе с Советами разбрасываться не стоит. Генерал согласился разместить военную базу США рядом с Мадридом. А потом папа римский объявил о своем благоволении к Франко, и испанский диктатор быстро превратился в главного защитника христианских ценностей и традиций перед лицом новых левых, набравших силу в соседних государствах Европы и пытавшихся набрать силу в США.
Примерно в это же время генерал Франко заговорил о национальном примирении, о том, что испанским красным и белым пора простить друг друга. В конце 1950-х по распоряжению Франко был построен мемориальный комплекс «Долина павших». Там перезахоронили останки погибших в гражданской войне – и победителей, и побеждённых.
А вот в экономике генерал разбирался неважно. За спиной у него было только пехотное училище. Но этот человек умел слушать профессионалов, умел принимать решения и железной рукой проводить их в жизнь. Во второй половине 50-х его убедили, что стране нужна рыночная экономика, нужны иностранные инвестиции, и вскоре в Испании начался экономический бум. Именно тогда расцвёл культурно-пляжный туризм под брендом «Spain is different!» (Испания особенная, другая). В стране создавались всё новые рабочие места, активно строились дороги и жильё. Простой и добротный автомобильчик Сеат-600 с начала 1960 стал доступным для всех без исключения испанских семей.
Когда дети коммунистов, вывезенные в конце 30-х из Испании в СССР, вернулись через четверть века на свою солнечную родину, они обнаружили там коммунистическое изобилие, о котором мечтали вместе с советским народом и воскликнули — вива Франко!
К середине 60-х страна вошла в десятку самых развитых государств Европы. В книжных магазинах Испании свободно продавали книги Маркса и Энгельса. В страну приезжали люди со всего мира. Сами испанцы тоже свободно путешествовали по свету. Всё это вместе у нас в СССР называлось «фашистская диктатура Франко».
Но оставался большой вопрос: что будет после того, как закончатся земные сроки испанского лидера. Сам Франко не без основания полагал, что, если пустить дело на самотёк, в стране может начаться новая гражданская война. Горячие испанские левые и не менее горячие правые всегда были готовы вцепиться друг другу в глотку. Да и терроризм поднимал голову. И вот национальный лидер задумал восстановить в Испании монархию. К тому времени прошло всего три десятка лет с момента свержения династии Бурбонов. Жив-здоров был прямой наследник престола Дон Хуан. Но, правда, по мнению Франко, в короли он не годился. Слишком был заражён либеральными идеями. И Франко решил сделать королём сына этого Дона Хуана, юного Хуана Карлоса. Стал его воспитывать в патриотических традициях.
Так продолжалось полтора десятилетия. И когда 20 ноября 1975 года, ровно 40 лет назад, генералиссимус Франко покинул этот мир, Хуан Карлос был провозглашён королём Испании. Всё прошло спокойно. Не случилось ни народных волнений, ни даже войны компроматов. Может быть потому, что Франко не оставил после себя миллиардов на тайных счетах и коррумпированного клана. А в последующие несколько лет Испания успешно преодолела остатки своего сталинизма и стала демократическим государством. Может, и нам подумать насчёт монархии?
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.