Похоже, безудержный реформаторский цикл на финансовом рынке Казахстана завершен. Настало время исправлять ошибки. Просчетов за последние три-четыре года было сделано немало, начиная от объединения Агентства финансового надзора с Национальным банком и заканчивая ликвидацией института частных накопительных пенсионных фондов. В финансовой системе был нарушен самый главный принцип – конкуренции. Вместо рынка в полном смысле этого слова был создан псевдорынок с большим государственным участием, а, значит, неконкурентный; государственной поддержкой различных секторов, в первую очередь, банковского; фондовая биржа влачит жалкое существование – ее инструменты и возможности не востребованы в текущих условиях. Дошло до того, что деньги казахстанцев, накопленные на персональных пенсионных счетах Нацбанк, как управляющий, решил направить прямым финансовым потоком на мифическое спасение национальной экономики, строительного сектора и банков.
Вернуться к рынку
Конфликту интересов, который существует у Нацбанка, а также судьбе пенсионных накоплений казахстанцев интернет-газета Зона КЗ посвятила серию статей (см.: НЕ НАЦБАНК, А САМОДЕРЖЕЦ, или О том, как в Казахстане впервые возник институциональный конфликт интересов, 16.10.2015г.; Негроссмейстерские забавы, или О том, что делать с пенсионными накоплениями казахстанцев, 28.10.2015г.; Негроссмейстерские забавы, или О том, что делать с пенсионными накоплениями казахстанцев-2, 29.10.2015г. и др.). В статьях мы также поднимали вопрос о том, что управление пенсионными активами должно быть передано непосредственно Единому накопительному пенсионному фонду (ЕНПФ), чтобы исключить злоупотребления пенсионными накоплениями казахстанцев, в чем, к сожалению, преуспел Нацбанк за последний год, используя активы ЕНПФ как личный кошелек.
Парламентская фракция ДПК «Ак жол» четырежды в 2014-2015 годах поднимала вопрос прозрачности управления средствами ЕНПФ, обеспечения их сохранности и доходности. У парламентариев большие претензии к Нацбанку, который не защитил пенсионные накопления казахстанцев хотя бы в какой-то мере от девальвации тенге. Они обращали внимание на то, что ситуация с ЕНПФ заметно и в негативную сторону отличается по сравнению с управлением Национальным фондом, который также находится в управлении Нацбанка.
Мы полагали, что придется долго бороться за восстановление статус-кво ЕНПФ. Эксперты и аналитики отказывались от публичных комментариев (опасаясь за свою карьеру), но при этом совсем недавно создали закрытую группу в Facebook, чтобы выработать свои коллективные предложения и подходы в пенсионной сфере.
Однако не прошло и месяца с отставки Келимбетова, как было принято политическое решение о выводе пенсионных активов из-под управления Национального банка. «Надо устранить имеющиеся у Национального банка институциональные дефекты. Из-под его контроля надо вывести Единый Пенсионный фонд, Фонд проблемных кредитов и другие финансовые институты», — заявил в своем Послании народу Президент РК Нурсултан Назарбаев. – «В 2016 году пенсионные активы должны быть переданы под управление частных казахстанских или иностранных компаний. В целях повышения доходности пенсионных накоплений надо пересмотреть подходы к инвестированию пенсионных средств. Надо относиться и управлять Пенсионным фондом так же, как и мы управляем Национальным фондом».
Он потребовал прекратить тратить пенсионные накопления на кредитование бизнеса. «Эти деньги могут идти в пользование только для восполнения дефицита бюджета страны. А для бизнеса достаточно тех денег, которые нам дают международные финансовые институты. Давайте так договоримся, чтобы сохранность пенсионных накоплений была для народа абсолютна», — сказал президент.
Как будет исполняться поручение президента – это самый главный вопрос. Готового ответа на него пока нет. Понятно, что должны быть четкие критерии в выборе управляющих компаний, прописаны лимиты инвестирования, поставлены конкретные задачи и обеспечено высокое качество управления пенсионными активами.
«Нельзя передавать пенсионные активы в частное инвестиционное управление до тех пор, пока не будет выстроена эффективная и надёжная система (прежде всего, с учётом негативного опыта 1998-2013 годов), препятствующая воровству пенсионных активов и мошенничеству с ними. Иначе страна опять зайдёт в ту же грязную реку. И я не уверен, что она сможет из неё выйти во второй раз», — написал Азамат Джолдасбеков, экс-президент KASE на своей личной страничке в FB.
Чтобы не случилось того, о чем предупреждает эксперт, интернет-газета ЗонаКЗ предлагает действовать осмотрительно. Мы придерживаемся своей позиции: на первом этапе, в 2016 году, пенсионные активы следует передать под управление самого ЕНПФ. До объединения всех НПФ в один, государственный, у него существовал инвестиционный департамент, который имел хороший опыт инвестирования. Его легко восстановить. Уже в 2016 году нужно грамотно диверсифицировать портфель, в котором сегодня наблюдается явный дисбаланс в сторону ГЦБ и бумаг казахстанских банков. Огромный перекос есть и в валютном соотношении: валютных инструментов очень мало, что не защищает портфель при девальвационном тренде. И уже затем, в 2017-2018 годах следует создать надежную систему по инвестиционному управлению с участием казахстанских и, возможно, зарубежных управляющих компаний.
Требуется ревизия
И еще об институциональных дефектах. Глава страны потребовал вывести из-под контроля Нацбанка, кроме ЕНПФ, Фонд проблемных кредитов и другие финансовые институты. Кстати, «дочек» у Нацбанка не так уж и много – всего лишь 16. Но вот все ли они необходимы? Например, регионального финансового центра Алматы в природе не существует, этот проект бесславно ушел в прошлое, но в Нацбанке есть не только департамент по развитию регионального финансового центра г.Алматы, но и АО «Академия регионального финансового центра г.Алматы, и АО «Рейтинговое агентство регионального финцентра г.Алматы». Среди дочек, например, и АО «Национальная инвестиционная корпорация Нацбанка Казахстана». Т.е., департамента управления активами мало – нужно целое АО! Еще есть АО «Резервный Центр Национального Банка РК «Q-BRO», которое существует уже 8 лет и его задача… «осуществление мероприятий, направленных на строительство здания Резервного центра Национального Банка Республики Казахстан». Что-то строят-строят и никак не построят.
Ну а самой крутой, конечно, является «дочка» – Государственное кредитное бюро. Мы уже писали на эту тему (см. статью «Плодовитые вы наши. Под кого Келимбетов создал государственное кредитное бюро?» 09.10.2015г.). На самом деле, формально оно основано три года назад, но запустить его в полную силу решили осенью 2015 года. Скажите, зачем создавать очередную квазигосударственную контору, если на рынке эта ниша не пустует? В Казахстане действует Первое кредитное бюро (ПКБ) с 2004 года, оно успешно развивается, предлагает своим клиентам инновационную линейку продуктов. Неужели у Нацбанка нет других, более важных государственных дел, чем заходить на рынок и включать свой административный ресурс (это обычная практика), чтобы вдохнуть в госбюро жизнь? Самое интересное, что ПКБ является самоокупаемым проектом, а государственное бюро собирается существовать за госсчет…
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.