Почему власти Казахстана не в силах обуздать ценовой бум

Как и ожидалось, повышение правительством порогового значения инфляции в этом году оказалось банальным гаданием на кофейной гуще. Это стало ясно уже по итогам ноября. В последний месяц осени рост цен достиг новых высот. Говорить в этой ситуации о возможности эффективно проводить политику инфляционного таргетирования не приходится

Алматы. 7 декабря. КазТАГ — Сергей Зелепухин. Как и ожидалось, повышение правительством порогового значения инфляции в этом году оказалось банальным гаданием на кофейной гуще. Это стало ясно уже по итогам ноября.

В последний месяц осени рост цен достиг новых высот. Говорить в этой ситуации о возможности эффективно проводить политику инфляционного таргетирования не приходится.

Напомним, еще 19 ноября министр национальной экономики Ерболат Досаев, делая в сенате презентацию нового трехлетнего бюджета, заявил о повышении коридора инфляции в этом году с 6-8% до 8-10%.

Однако уже в начале декабря после публикации свежих выкладок статистическим комитетом о росте потребительских цен в ноябре стало понятно, что выдержать новый инфляционный коридор у властей не получится. Согласно данным статкома, в последний месяц осени инфляция составила 3,7% против 5,2% в октябре.

Пальцем в небо

В результате с начала года (даже по официальным оценкам) рост индекса потребительских цен достиг 12,3%, а в годовом выражении, то есть с ноября 2014 года по ноябрь 2015-го — 12,8%. А поскольку в декабре в преддверии нового года цены традиционно растут, есть все основания предполагать, что инфляция по итогам года превысит 15%.

Наибольшее удорожание зафиксировано по потребительским товарам: сахару, овощам, мясу и фруктам. По оценкам инвестиционной компании «Халык Финанс», уровень накопленной сезонно нескорректированной инфляции по этим продуктам с сентября по ноябрь составил впечатляющие 27,8%, 25%, 24,8% и 18,6% соответственно.

Очевидно, что главной причиной резкого усиления инфляционного давления стала обвальная девальвация нацвалюты со Т188 за $1 по состоянию на 18 августа до Т307 по состоянию на 30 ноября.

На этом фоне удивляет позиция замглавы Нацбанка Куата Кожахметова. Помнится, как он еще 23 сентября пытался убедить население не следить за изменениями обменного курса. Теперь с учетом резкого взлета цен, как говорится, и ежу понятно, зачем необходимо внимательно отслеживать ситуацию на валютном рынке.

В связи с этим следует отметить, что уже при состоявшейся обвальной девальвации Национальный банк бессилен обуздать инфляцию, а тем более эффективно проводить политику инфляционного таргетирования.

Ребус для регулятора

Более того, в случае усиления негативных тенденций на мировых рынках сырья регулятор вряд ли сможет не допустить очередного ослабления тенге, тем более что новый глава Нацбанка Данияр Акишев пообещал не вмешиваться в валютные торги.

Поэтому новый виток девальвации неизбежно повлечет с определенным лагом новый скачок цен, а если при этом учитывать планируемое повышение зарплат в госсекторе примерно на 30%, то очевидно, что Нацбанку вряд ли удастся справиться с ростом инфляционного давления.

По крайней мере для этого как минимум понадобится кардинальное сокращение денежной массы, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на экономический рост и благосостояние населения. Но готовы ли будут на это пойти монетарные власти? Вопрос остается открытым.

Хорошая мина при плохой игре

В то же время вызывает недоумение чрезмерный оптимизм министерства национальной экономики. Дело в том, что в трехлетнем бюджете оно заложило постепенное снижение инфляции до 6-8% в 2016-2017 годах, до 4-6% — в 2019-м и до 3-4% — в 2020-м.

Столь оптимистические оценки наводят на мысль, что в правительстве пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. Но, позвольте, ведь эти прогнозы лежат в основе главного финансового документа страны, по которому придется жить всем казахстанцам! И если они окажутся неверными, то это рано или поздно скажется на всех без исключения.

Поэтому возникают вполне справедливые вопросы. А насколько компетентны чиновники из экономического блока кабмина? И готовы ли они нести личную ответственность, если их оценки окажутся неправильными? Ведь в конечном счете их прогнозы, заложенные в бюджет, затрагивают миллионы казахстанцев.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.