Финансовые игры: уровень внешнего долга Казахстана приближается к критическому

Легкая эйфория от доступности зарубежных кредитов для национальных компаний не должна превращаться в финансовую зависимость. Куда лучше сосредоточить свои усилия на привлечение прямых иностранных инвестиций, чем превращать страну в долговую тюрьму

Внешний долг Казахстана увеличивается с каждым годом. Стомиллиардный (в долларах, разумеется) порог был пройден в 2008 году. За последние пять лет долг увеличился со $118,222 млрд. в 2010-м до $157,422 млрд. в 2014 году. Растет внешний долг и на душу населения страны. Если в 2005 году каждый казахстанец был условно должен иностранным кредиторам $1590, то в 2014 году был установлен абсолютный рекорд – $4480 долга.

Долговая в долгую

Представляет ли такой уровень задолженности опасность для Казахстана? Отчасти – да. По методике Всемирного банка, которая оценивает объем внешней задолженности как рискованный, когда, например, абсолютный внешний долг превышает 80% к ВВП. В 2006-2010 годах Казахстан имел в этом смысле рисковую позицию, мы были близки к этой планке или значительно превышали ее, как в 2009 году, когда отношение внешнего долга к ВВП, включая межфирменную задолженность, составляло 98,3%. В прошлом году этот показатель равнялся 72,4% – до критической отметки не так далеко. При этом долг Нацбанка и коммерческих финансовых организаций остается умеренным, но активно растет межфирменная задолженность (прямые инвестиции).

Если 10 лет назад, несмотря на реализацию крупных инвестиционных проектов по разведке, разработке и развитию инфраструктуры нефтегазовых месторождений – Кашаган, Карачаганак и Тенгиз, а также с прокладкой новых маршрутов транспортировки углеводородов межфирменная задолженность составляла около трети от внешнего долга страны, то на протяжении последних пяти лет – примерно половину. По данным на конец первого полугодия 2015 года она достигла $81,654 млрд.

С одной стороны, у межфирменной задолженности риски минимальны, так как это долги внутри одной компании, но с другой – она представляет определенный риск, поскольку способна конвертироваться в дополнительное давление на валютный курс, если иностранные инвесторы начнут выводить активы их Казахстана. Понятно, что позиции казахстанской экономики потенциально уязвимы.

Второй сектор, абсорбирующий основные кредитные риски – это задолженность «других секторов», основной костяк которых составляют прежде всего квазигосударственные компании. Их долг на эту же дату составляет $56,166 млрд. При этом нагрузка по графику платежей у них довольно высока: погасить до конца 2015 года более $7,600 млрд., а в 2016 году – еще $10,551 млрд. В условиях сильной девальвации тенге и замедлившегося экономического роста это, нужно сказать прямо, непростая задача.

А тут еще – новые заимствования.

К вопросу о $2 млрд.

На фоне общей апатии в отношении кредитования экономики и перспектив финансового сектора АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» взорвал практически информационную бомбу: он собирается привлечь $2 млрд. у Всемирного банка для финансирования агропроектов в Казахстане. Председатель правления холдинга Нурлыбек Малелов сообщил, что деньги будут привлечены на 35 лет и направлены на финансирование фермеров. «В условиях дефицита бюджета это позволит не снижать объемы финансирования агробизнеса с текущих», — оптимистично заявил спикер, уточнив, что это позволит до 2020 года обеспечить двукратный рост кредитования АПК, не привлекая средств из бюджета.

Это уже не первое заимствование холдинга. В 2013-2015 годы он занял $1,2 млрд. и 600 млн. евро на внешних рынках. Деньги, может быть, и необходимы холдингу в определенном смысле, но этот внешний долг отрицательно сказывается на финансовых результатах компании, так как заимствования ведутся в иностранной валюте, а кредиты выдаются в тенге. В результате отрицательная курсовая разница из-за девальвации будет погашаться холдингом. Холдингом – это практически равносильно, что государством – КазАгро финансируется из бюджета, кроме того, получает бюджетные кредиты, а также государственное финансирование для субсидирования АПК. Поэтому проблема валютного разрыва может быть легко решена.

Экс-глава Казахстанской фондовой биржи Азамат Джолдасбеков на свой страничке в Facebook по случаю новости о $2 млрд. написал пост с двойным заголовком «Про странное поведение. Во всех отношениях странное»: «Эта новость напомнила хвастливые реляции банков в середине 2000-х о том, кто больше набрал кредитов из-за границы. То есть, гордились не качеством активов, не прибылью, а долгами. Потом дружно наступили на кризис 2008-2009 годов, с последствиями которого до сих пор не разобрались: проблема "гнилых" кредитов оттуда ползёт».

Эксперт полагает, что «новость, может быть, на самом деле и хорошая, да только это всё на уровне догадки, поскольку никаких сообщений о том, куда будут инвестированы заёмные деньги и какая от них будет отдача, нет. Что тоже странно». Он сомневается в том, что надо набирать кредиты сейчас: «Если же реальной пользы для нас от кредита не будет, то тогда вообще странно, зачем в кризис нагружать страну ещё одним долгом. А то были у нас любители "навесить" долги на компанию, привлечённые таким образом деньги прикарманить, а самим смотаться из страны, пока за задницу не взяли».

Впрочем, КазАгро собирается наряду с финансовыми заимствованиями привлекать и прямые инвестиции. Это куда сложнее. До сих пор все проекты – их 529, входящие в инвестпортфель холдинга, финансировались преимущественно из средств Национального фонда. Теперь, когда доступ к фонду закрыт, поставлена задача по привлечению инвестиций с внешних рынков капитала. Председатель правления холдинга Нурлыбек Малелов сообщил, что совместно с ЭксимБанком Венгрии создан казахстанско-венгерский фонд прямых инвестиций, с целью финансирования сельхозпроектов на территории Казахстана. Практических результатов пока нет.

Сотрудничество с Венгрией – капля в море. Между тем именно привлечение инвестиций как в АПК, так и в другие сектора, могло бы дать долгосрочный и масштабный эффект, ведь иностранный бизнес будет поднимать только рентабельные, перспективные проекты, без оглядки на финансирование из бюджета.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.