Нурлан Жумасултанов: «Безопасность и регулярность определяются работой служб, а не наличием сертификата»

Авиакомпания «Бек Эйр» подала в суд на Комитет гражданской авиации и Министерство по инвестициям и развитию за приказ №352 от 27 марта 2015 года, заставляющий авиаперевозчика иметь сертификат аудита IOSA (услуга обойдется в $1,5 млн)

«Только «Бек Эйр» в Казахстане работает с резервным судном», – заявил Нурлан Жумасултанов, председатель совета директоров авиакомпании «Бек Эйр», на пресс-конференции в Алматы. Поэтому в руководстве данного авиаперевозчика не понимают, почему должны платить за сертификат IOSA, который по идее является добровольным, но Министерство по инвестициям и развитию (в него входит комитет гражданской авиации) сделало его приказом №352 обязательным с 1 января 2016 года. «Пусть он стоит 6 тенге, но если он незаконный, то мы платить не будем. Это принципиальная позиция, – подчеркнул г-н Жумасултанов. – Пусть суд поставит точку».

«Для Казахстана принципиально важно поддерживать таких перевозчиков, которые не гоняются за сверхприбылью», – акцентировал Дмитрий Душимов, бывший президент НАК «Казакстан Ауе Жолы». Он сообщил, что цена авиабилета «Бек Эйр» по маршруту Алматы – Павлодар составляет 11 тысяч тенге, а у «другой компании» – 30 тысяч тенге. В прошлом году, несмотря на девальвацию тенге, «Бек Эйр» не повысил цену на свои билеты.

«Стоимость аудита IOSA – $1,5 млн. Где авиакомпания возьмет такие деньги?» – выразил недоумение Серик Боранбаев, в прошлом председатель Комитета гражданской авиации. «На мой взгляд, это связано с тем, чтобы убрать конкурента с рынка», – указал он. Г-н Боранбаев привел следующие цифры: «С 2013 по 2015-ый год объемы перевозок «Бек Эйр» выросли в 5 раз. Регулярность – 99%, безопасность – 99%. Загрузка – 85-90%. При Советском Союзе загрузка 64-70% была достижением!». Ситуацию с сертификатом IOSA он называет «ударом не только по авиакомпании, но и по населению».

Республика Казахстан является членом Международной организации гражданской авиации – ИКАО. Стандарты ИКАО не имеют прямого действия, то есть Казахстан обязан применять их через национальное законодательство. Это прописано в нормах закона от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации».

Международная ассоциация воздушного транспорта – ИАТА – является коммерческой неправительственной организацией, объединяющей авиаперевозчиков, аэропорты и агентства по продаже перевозок. РК как субъект международного права туда входить не может. Перед ИАТА у Казахстана нет обязательств по применению стандартов ИАТА (в том числе IOSA, ISAGO и других) на своей территории.

IOSA – это аудит по производственной безопасности ИАТА, предназначенный для оценки качества производственной деятельности компании. Наличие аудита IOSA – это обязательное условие для авиакомпаний, являющихся членами ИАТА. Нахождение в ИАТА является добровольным. «Бек Эйр» в ИАТА не входит. В Республике Казахстан деятельность эксплуатантов воздушных судов (авиакомпаний) осуществляется на основании собственного законодательства путем сертификации и инспекционных проверок на соответствие национальным стандартам. Комитет гражданской авиации должен все это проводить самостоятельно и без посредников. «Просто прохождение аудита IOSA не повышает безопасность полетов. К тому же мы зависим от иностранцев. Мы выступаем против этого, – отметил Альберт Джазыбаев, юрист – Никакая международная организация не может подменять госорган».

В ходе пресс-конференции много внимания было уделено стоимости получения сертификата IOSA, Формально он стоит $68 тысяч, но это лишь видимая часть айсберга. За всеми пред- и после- аудитами, исправлениями и устранениями замечаний, командировками зарубежных специалистов, подтверждениями и заверениями сумма оказывается в районе $1,5 млн. Авиакомпания «Scat», например, потратила на сертификацию более 800 тысяч евро и завершения данного процесса пока не видно.

«Разработчик данных правил допуска авиакомпаний к регулярным рейсам – комитет гражданской авиации – проигнорировал соблюдение существующих процедур при принятии подобных документов, – особо выделил Нурлан Жумасултанов. – Нарушил положения предпринимательского кодекса РК, законы «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О нормативно-правовых актах», «О Международных договорах». Целый букет нарушений».

Заявление «Бек Эйр» поступило в Специализированный межрайонный экономический суд Астаны, где ответчиками выступают комитет гражданской авиации и Министерство по инвестициям и развитию. Если суд признает приказ №352 законным, то авиакомпания будет его выполнять.

На пресс-конференции присутствовал Владимир Куропатенко, председатель Ассоциации авиаперевозчиков РК. На вопрос, почему чиновники от авиации делают такие вещи как случай с сертификатом IOSA, он ответил: «В силу своей «квалификации» они не работают на страну. Они работают против нее». Так же г-н Куропатенко попросил журналистов не тиражировать цифру в $8 млрд тенге, которая якобы нужна для строительства второго аэропорта Алматы. «Проект стоит $125 млн!» – подчеркнул он. Откуда взялась цифра в $8 млрд и почему ею оперируют на уровне правительства, специалист понятия не имеет. Владимир Куропатенко предположил, что цифры деформируются из-за некомпетентности уполномоченных функционеров и потом в искаженном виде подаются государственному руководству.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.